Бережное отношение ко времени — традиционно считается одним из основополагающих элементов делового этикета. А для сотрудников бухгалтерии — вдвойне, ибо опоздание на работу специалиста по учету вполне может нанести предприятию серьезный урон.
Минута рубль сбережет
Не стоит думать, что опоздания — это национальная проблема, присущая исключительно русским. Так, в Эквадоре борьба с небрежным отношением ко времени приобрела статус общегосударственной кампании. Стартовала она 1 октября 2003 года с символической акции: все жители страны ровно в полдень установили на своих часах точное время.
Интересно, что к борьбе с вредной привычкой населения эквадорское правительство подтолкнули элементарные экономические выкладки. Согласно проведенному исследованию по причинам постоянных опозданий местных работников, страна недосчитывается 2,5 миллиарда долларов ежегодно. Так что эквадорским бухгалтерам не всегда удается добиваться положительного баланса.
«Эпидемия» опозданий, охватившая целую страну, представляет практический интерес скорее для социологов и экономистов. А вот любого начальника в большей степени заботят опоздания его подчиненных. Юрий Константинович Стрелков — заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ полагает, что причины опозданий могут быть разными. Самая распространенная — неорганизованность человека, его неумение управлять собственным временем. Не сумел вовремя встать, неправильно рассчитал время поездки до работы, а в итоге — страдает коллектив. При этом бороться со своей безответственностью способен лишь сам человек — здесь ему никто другой не поможет.
«Бывает, — рассказывает Юрий Константинович, — что человеку присуща некая хитринка, желание увильнуть от работы. В этом случае его выведет на чистую воду сама жизнь. Ни начальство, ни коллеги не будут мириться с человеком, постоянно порывающимся переложить часть своей работы и ответственности на других». В самом деле, какой коллектив будет терпеть бухгалтера, ставящего под угрозу срыва работу всего отдела?
Опоздал? Заплати
«В любом случае начальство всегда располагает отличным инструментом для решения проблем с опозданиями, — так видит ситуацию Светлана Ивановна Ярцева — доцент кафедры управления персоналом ГУУ. И этот инструмент — правила внутреннего трудового распорядка. В них должны быть четко прописаны все права и обязанности каждого конкретного работника. В том числе и время его появления на работе. Не появился человек на работе вовремя без уважительных на то причин — смотрим, что прописано в правилах,— и действуем соответственно. Штраф — так штраф. Выговор — значит, выговор. Все очень просто. Разумеется, что правила должны быть составлены с учетом действующего законодательства, и в первую очередь — Трудового кодекса».
Юрий Константинович считает возможным подойти к проблеме опозданий иначе. Он рекомендует начальнику, который обнаружил, что его подчиненный постоянно опаздывает, проявить понимание и попробовать разобраться в причинах задержек сотрудника. Вполне вероятно, что человеку попросту нездоровится, или же у него произошла неприятность в личной жизни. А в таком случае — человек скорее нуждается в отдыхе и поддержке, нежели в порицании.
Бухгалтер-фрилансер
Так или иначе, к решению проблем с опозданиями нужно подходить гибко. По словам Юрия Константиновича, встречаются люди, которые попросту не могут работать в условиях жестко заданного графика. Вроде и человек ответственный, и профессионал отменный — а появляется на работе чуть не к обеду, создавая трудности и себе, и коллегам. В таком случае имеет смысл отойти от сложившегося трудового ритма и предложить сотруднику выполнять работу не в рамках пресловутого «восьмичасового» рабочего дня, а срочно — определенный объем должен быть выполнен и сдан строго в оговоренные сроки.
Однако для бухгалтерии, к сожалению, подобный вариант вряд ли подойдет. Конечно, бывают специалисты, одновременно ведущие несколько небольших фирм, но они изначально работают на условиях частичной занятости. Но к рабочему графику специалиста по учету действительно имеет смысл отнестись с должным вниманием. Ведь бухгалтеры нередко засиживаются на работе допоздна, стремясь выполнить объемы работ точно в срок. А в периоды сдачи отчетности могут часами пропадать в налоговой инспекции, решая финансовые дела фирмы. Таких сотрудников имеет смысл всячески поощрять и по возможности даже предоставлять дополнительный выходной.
Крепкий сон — бухгалтеру друг
Конечно, бывают ситуации, когда человек опаздывает по не зависящим от него обстоятельствам. Например, застрял в лифте или оказался в метро в тот момент, когда по техническим причинам были увеличены интервалы движения электропоездов. «Случись что-то подобное, — говорит Светлана Ивановна, — необходимо как можно скорее поставить в известность начальство или своих коллег. Сегодня практически у любого человека есть мобильный телефон, и минутный звонок поможет избежать возникновения неловкой ситуации и, возможно, конфликта с руководством».
И все-таки лучше всего — стараться никогда и никуда не опаздывать, — уверен Юрий Константинович. Особенно на работу. А для этого нужно создать соответствующие условия. Очень важен хороший сон. Понятно, что если человек регулярно ложится в три часа ночи, то ему будет непросто встать в шесть утра. Значит, нужно таким образом выстраивать свой день, чтобы успевать высыпаться. Обязательно нужно проводить как можно больше времени на свежем воздухе, правильно питаться, стараться поддерживать себя в хорошем тонусе. Тогда и ежедневная, даже самая рутинная работа способна преобразиться и предстать совершенно в ином свете. А в решении этого вопроса очень многое зависит от отношений с начальством: если бухгалтер сверх всякой меры загружен работой, и времени на досуг и отдых у него просто не остается, то и требовать от него выдающихся трудовых результатов попросту не разумно.
Стоит поумерить свой пыл и чрезмерно ретивым начальникам, готовым пойти на любые, зачастую неоправданные нововведения, лишь бы заставить своих подчиненных появляться на работе вовремя. Для начала необходимо понять, как организована работа на фирме и соответственно в бухгалтерии, и лишь затем приниматься за работу с опаздывающими сотрудниками. Нужно помнить, что готовой модели по борьбе с опозданиями не существует, имеются лишь общие принципы и технологии. И зачастую достаточно бывает элементарных вещей, чтобы атмосфера в коллективе наладилась и люди стали появляться на работе вовремя и с удовольствием. Такими «мелочами» вполне могут стать вежливое обращение со своими подчиненными и личное участие в решении мелких рабочих проблем.
Институт повышения квалификации ИКТ представляет:
- 23 мая – 9 июня «Мастерство управления» - вечерний специальный курс. Повышение профессионализма и личной эффективности руководителя.
- 28 мая – 2 июня «Тренинг для тренеров» - дневной курс. Навыки построения собственных тренингов.
Статья получена: Клерк.Ру