Россия - самая большая страна в мире. Она растянулась по 11 часовым поясам, в ней проживает 150 млн человек. Выжить на местном рынке по-прежнему достаточно сложно.
Но, несмотря на все очевидные сложности, российский рынок остается привлекательным, не в последнюю очередь благодаря своему потенциалу и изобилию сырьевых ресурсов.
В настоящее время в Москве зарегистрировано свыше 900 северо-американских и 700 немецких компаний.
Многие из них являются не просто торговыми дочерними предприятиями, но участвуют в производстве, дистрибьюции и все чаще в предоставлении услуг. Экономический рост, которому способствовали иностранные инвестиции, привел к возникновению нового социального класса в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург: новые русские. Они разбогатели очень быстро, особенно за счет предоставления финансовых услуг, производства и распределения потребительских товаров и информационных технологий.
Одним из результатов этого процесса стал значительный рост стоимости жизни в течение последних лет. Москва является одним из самых дорогих городов в мире, уступая лишь Токио и Лондону.
В Москве можно купить все - если платишь долларами.
Рост инфляции привел к тому, что простые люди могут позволить себе меньше, чем раньше. Хаос и коррупция путанной российской бюрократии очень сильно влияет на жизнь бизнеса, преступность в некоторых частях страны достигла угрожающих масштабов.
В России существуют особые правила ведения деловых переговоров. Первая встреча - как правило холодная и формальная, в то время как последующие могут быть достаточно живыми - эмоциональные вспышки не являются редкостью.
Американский способ общения - расслабленный, с чувством юмора - не очень уместен. Переговоры - дело серьезное и их нужно вести соответствующим образом.
Личные отношения играют в России огромную роль. Во многих случаях успех предприятия зависит не от официальных прошений и заявок, а от отношений. Российские переговорщики как правило не ожидают получить от бюрократии какую-либо помощь.
Большинство россиян подозрительно относятся к государственным властям, бюрократии и каким-либо изменениям в условиях контрактов. Если надо внести какие-то изменения, чтобы привести договор в соответствие с законами или правилами, надо иметь под рукой очень хорошее объяснение.
Стиль одежды в России очень формален и консервативен. Знакомясь с деловым партнером, называйте фамилию и титул, а не имя.
Позже в ходе разговора можно переключиться на российский стиль и называть друг друга по имени-отчеству, хотя новые русские как правило обращаются друг к другу просто по имени.
Очень хорошо принести с собой много визитных карточек, на которых указан ваш титул и академические звания.
Деловые встречи как правило проводятся в ресторанах. Поскольку в частные дома приглашают достаточно редко, не стоит упускать эту возможность.
Россияне пьют много водки. Не забудьте принимать участие в тостах, которые являются очень важным ритуалом для россиян. Хозяин имеет право сказать первый тост. Придумайте какой-нибудь искренний тост в качестве ответа. Используйте его для того, чтобы создать позитивные эмоциии и продвинуть свои деловые планы.
Российские деловые партнеры достаточно медлительны, но если вы завоевали их доверие, вы создали долгосрочные отношения.
Вести переговоры в России может быть сложнее, чем в любом другом месте Восточной Европы. За пределами больших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, знание иностранных языков не очень широко распространено, поэтому не стоит рассчитывать на то, что ваш партнер будет говорить по-английски. Переводчики играют важную роль в ведении бизнеса в России: стоит потратить время на то, чтобы найти хорошего.
Переговоры могут затянуться. Встречи часто начинаются на час позже запланированного, и это может сломать ваш график. Переговоры часто прерываются, иногда деловой партнер ведет несколько переговоров одновременно, что может его отвлекать. Однако партнеры не пожалеют время на изучение информации - россияне считают, что дополнительная информация, имеющая отношение к перспективной сделке, никогда не повредит.
По данным исследования, некогда проведенного the Harvard Business Review, российские предприятия в течение многих лет сталкиваются с одними и теми же проблемами: фискальная неразбериха, правовые затруднения, сложные взаимоотношения с властями. Принятые в последнее время законы и правила лишь усугубили ситуацию.
Будьте готовы к тому, что некоторые лицензии - особенно экспортные - получить очень сложно. Как и в других восточно-европейских государствах, многие государственные ведомства бесполезны, широко распространена коррупция. Позаботьтесь о том, чтобы с вами работали надежные профессиональные юристы и бухгалтеры.
Статья получена: InoPressa.ru