Новая Toyota, кухонная техника Siemens или даже недвижимость: возможности общества потребления опьянили россиян. При этом все большее их количество удовлетворяет свои материальные потребности посредством банковских ссуд. Рынок стремительно растет: банк "Русский стандарт" считает, что объем потребительских кредитов, включая ипотеку в размере 42 млрд долларов, достигший в прошлом году 120 млрд долларов, в 2007 году почти утроится.
В потребительском буме в России также хотят участвовать все больше иностранных банков. Лидерам рынка, "Русскому стандарту" и чешскому банку Home Credit and Finance, наступают на пятки, к примеру, Raiffeisenbank и Citibank.
При этом банковские риски растут: при возврате долгов российские клиенты не слишком пунктуальны. Недавно Центральный банк предупредил об опасности быстрого роста невозвратов долгов по кредитам, выданным частным лицам; в тридцати крупнейших банках страны их общая сумма достигла уже приблизительно 1,2 млрд долларов. Российские банки на удивление быстро отошли от шока 1998 года, и при этом данный сектор с его примерно 1200 банками все еще не насыщен.
"В сфере потребительских кредитов в определенные сроки, возможно, нужно рассчитывать на рост проблемных кредитов даже больше, чем на привлечение новых средств", сказал нашему корреспонденту член правления Deutsche Bank Тессен фон Хайдебрек. Он разделяет опасения Центрального банка в связи "с необузданным ростом сверхрискованных программ кредитования", соглашается и Андрей Казьмин, глава крупнейшего российского банка, государственного Сбербанка. "Этот момент, а также относительно низкая сознательность общества в данном вопросе сулят проблемы сразу нескольким банкам. И это определенно нехороший сигнал для сектора в целом", опасается Казьмин. "Горячая тема", говорит также Макс Гутброд, московский партнер Baker & McKenzie. Однако он, как и Хайдебрек, не ожидает, что невозврат по кредитам приведет к серьезному банковскому кризису. Однако потребность в регулировании в данной области крайне высока.
Реальные масштабы проблемы вряд ли поддаются оценке. Многие российские банки скрывают невозвращенные кредиты в "дружественных" компаниях, чтобы они не фигурировали в их балансах. Доказать это обычно бывает сложно. К этому следует добавить, что российское законодательство не предусматривает объявления банкротами частных лиц. Кроме того, разыскать должника тоже не всегда просто. Несмотря на непомерно разросшуюся бюрократию, открытого доступа к регистрационным данным в стране нет.
Несмотря на растущий спрос, банковские услуги остаются дорогими и отягощенными разнообразными условиями. Кроме того, банковские условия предоставления кредитов не всегда прозрачны, что затрудняет их погашение. Так, банку "Русский стандарт" был вчинен коллективный иск, поддержанный государственным Союзом потребителей: один клиент взял в банке кредитную карту под 19% годовых. В дополнение к этому банк потребовал открытия счета, комиссия за ведение которого составляла 23% годовых. О последнем условии клиент ничего не знал.
Банк признал наличие этой комиссии, как и то, что о ней не всегда упоминается в его информационных брошюрах. Тем не менее, считают в банке, они должны иметь право устанавливать дополнительную комиссию, в частности для того, чтобы застраховаться от возможных рисков. Суд признал правоту "Русского стандарта". Однако тема на этом закрыта не была: в парламенте готовится закон, согласно которому банки будут вынуждены раскрывать перед клиентом общую сумму сборов. Тогда многие российские клиенты будут внимательнее вчитываться в текст предлагаемых им кредитных договоров и в случае сомнения отказываться от их подписания.
Статья написана при участии Матиаса Брюггманна
Статья получена: InoPressa.ru