Никакого уведомления о преодолении 5-процентного порога не поступало и в Управление финансовыми рынками, как того требует законодательство.
Хотя относительно того, что в роли покупателя выступает государство, никаких сомнений нет, с конечным предназначением акций не все ясно. Некоторые наблюдатели не исключают их передачу Объединенной авиастроительной компании (ОАК) российскому аналогу EADS.
Но в любом случае использованный метод вызывает удивление, хотя еще в феврале 2005 года германский канцлер Герхард Шредер объявил, что россияне должны получить место на борту EADS. Он даже называл возможную долю их участия от 10 до 15%. В этом случае российское государство в лице своего финансового органа ВТБ станет совладельцем предприятия, исключительно важного в стратегическом отношении для Европы концерна, акции которого находятся во владении как частного капитала (Groupe Lagardère, DaimlerChrysler), так и государственного (Франция, Испания). Россияне будут даже иметь в нем почти такой же вес, как Lagardère, которая в 2007 году собирается довести свою долю до 7,5%, и как испанская SEPI, которая владеет примерно 5,5% акций и собирается довести свою долю в капитале EADS до 10%.
Слухи о консолидации. EADS уже сегодня является партнером и акционером российской авиастроительной промышленности. Год назад европейский концерн приобрел 10% капитала корпорации "Иркут" одного из двух производителей истребителей "Сухой", и заключил несколько других сделок, в частности, в области космонавтики. Так, "материнская" компания концерна Airbus пускает корни в России на этом перспективном рынке она ведет острую конкурентную борьбу с концерном Boeing, уже нанявшим в Москве 2 тысячи инженеров. Два гиганта борются за ожидающуюся в ближайшие годы модернизацию российского воздушного флота. Boeing также подписал три крупных контракта с российскими фирмами, в том числе с корпорацией "ВСМПО-Ависма" о создании совместного предприятия по механической обработке титановых деталей.
Параллельно с этим европейцы и американцы сотрудничают в рамках проекта по созданию регионального коммерческого самолета RRJ, с помощью которого Россия рассчитывает вернуться в сектор гражданского самолетостроения. Партнерами в этом проекте выступают Boeing, Snecma, Thales, Liebherr Aerospace и Honeywell. Кроме того, у возрождающейся российской авиастроительной промышленности есть и другие возможности. Федеральная антимонопольная служба только что дала добро на создание государственной корпорации ОАК, которая объединит ведущие российские авиастроительные конструкторские предприятия как гражданские, так и военные, по модели EADS. В частности, в нее войдут компании "Сухой", "МиГ" и "Ильюшин". Она же, в свою очередь, в ближайшие годы может открыть свой капитал для зарубежных частных инвесторов.
Статья получена: InoPressa.ru