«Российские железные дороги» решили сделать убыточные пригородные пассажирские перевозки инвестиционно привлекательными и активно взялись за создание совместных пассажирских компаний с регионами РФ. Всего железнодорожники планируют создать на паях с региональными властями 32 компании. Однако этот процесс может затянуться, так как регионов, заинтересованных в создании таких компаний, совсем немного.
В РЖД надеются, что создание ППК позволит сделать пригородные пассажирские перевозки более привлекательными для сторонних инвесторов. |
Как сообщили вчера РБК daily в РЖД, компания и субъекты Российской Федерации готовятся к созданию 32 пригородных пассажирских компаний.
«Совет директоров уже одобрил создание шести пригородных компаний: Центральной ППК (Павелецкое направление Московского узла), Свердловской ППК (Свердловская область), «Краспригород» (Красноярский край), «Экспресс Приморья» (Приморский край), Санкт-Петербург Витебская ППК (Витебское направление Санкт-Петербургского узла) и «Волгоградтранспригород» (Волгоградская область), — пояснили РБК daily в пресс-службе РЖД. — В данный момент они получают лицензии на осуществление пассажирских перевозок».
Кроме того, во втором квартале этого года правление РЖД рассмотрело бизнес-план пригородной пассажирской компании «Дон-пригород». Еще 24 бизнес-плана создания ППК дорабатываются в департаментах РЖД и на железных дорогах совместно с администрациями регионов. Всего сейчас уже 44 субъекта РФ выразили готовность создать совместные пассажирские компании.
В РЖД надеются, что создание ППК позволит сделать пригородные пассажирские перевозки более привлекательными для сторонних инвесторов. «Создание ППК предусмотрено стратегической программой РЖД и является одним из элементов реформы железнодорожного транспорта, — сказали РБК daily в пресс-службе РЖД. — Основные цели таких преобразований — обособление целого направления бизнеса, повышение эффективности его работы и создание инвестиционной привлекательности этого вида деятельности». Частные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, предпочли этот вопрос не комментировать.
Механизм привлечения инвестиций путем создания совместных пассажирских компаний прост. «Вновь созданным ППК РЖД, как правило, снижают плату за пользование инфраструктурой. В этом случае на направлениях с большим пассажиропотоком (например, Московское, Санкт-Петербургское, Екатеринбургское, Красноярское, Волгоградское) создаются предпосылки для прибыльной работы, — пояснил РБК daily руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. — Регионы, в свою очередь, предоставляют пригородным компаниям различные преференции, а также компенсируют часть убытков от перевозочной деятельности».
Чтобы этот механизм успешно работал, РЖД придется приложить немало усилий. «В первую очередь пригородные компании появились в тех регионах, которым это было выгодно. Например, если РЖД размещали большие промышленные заказы на этой территории, — отмечает г-н Савчук. — Однако чем дальше от центра, тем таких территорий меньше и организовывать пригородные компании в регионах-донорах все труднее. Учитывая общее финансовое состояние таких регионов, можно ожидать затягивание процесса реформирования со стороны местной исполнительной власти».