Поскольку многие члены Организации стран экспортеров нефти увеличили добычу до максимума, а поставки стран, не входящих в ОПЕК, в частности России, остаются на одном и том же уровне, в последние полтора года усиливается озабоченность по поводу отсутствия дополнительных производственных возможностей, способных сыграть роль буфера в случае серьезного срыва поставок.
В последний год предметом озабоченности стал также перерабатывающий сектор, так как растущий спрос на нефтепродукты бензин, дизельное топливо и топливо для отопительных систем превышает его возможности, ранее удовлетворявшие любые аппетиты.
По мнению аналитиков, росту цен способствует рост мирового спроса, подогреваемого индустриализацией Китая и потреблением США, на долю которых приходится четверть мирового спроса. Этот феномен отличен от роста цен в начале 1970-х и в 1980 году, когда он был вызван серьезными сбоями поставок.
"Мы переживаем шоковый спрос", заявил Майк Ротман, возглавляющий аналитический отдел Международной стратегической и инвестиционной группы.
Глобальный спрос с 2000 года вырос вдвое.
Цены на нефть в настоящее время в четыре раза выше среднего значения 1998 года, составлявшего около 14 долларов. В нынешнем году средняя цена (WTI) превышала 50 долларов за баррель, что почти на 10 долларов больше, чем средняя цена прошлого года.
Вчера июльский показатель WTI побил в Нью-Йорке номинальный рекорд в 59,23 доллара за баррель. Но котировки WTI на второе полугодие превысили 60 долларов уровень, не виданный с 1980 года, когда цена составляла 80 долларов за баррель в нынешнем эквиваленте цен.
Вчерашнему росту цен способствовала угроза забастовки норвежских нефтяников, которая может на треть уменьшить объем производства третьего по величине мирового экспортера. Но пока высокие цены не отражаются на спросе. Дебора Уайт, старший экономист Societe Generale, заявила, что рост американского спроса в среднем составляет 3,3%, и это вдвое выше февральского уровня роста. "Пока потребитель приспосабливается к повышению цен", отметила Уайт.
По мнению Ротмана, нынешнее поведение рынка подразумевает, что единственным выходом является уменьшение спроса, так как перспективы новых поставок не способны удовлетворить прогнозируемый спрос.
Вчера Индия предприняла попытку уменьшить спрос, впервые с ноября разрешив государственным компаниям поднять розничные цены на бензин и дизельное топливо. Власти стремятся привести их в большее соответствие с мировыми ценами на нефть и уменьшить издержки, связанные с субсидированием.
Аналогичные шаги ранее предприняли Китай, Индонезия, Таиланд и другие крупные азиатские импортеры, стремящиеся уменьшить субсидирование. Уайт отметила, что пока рано говорить, снизят ли эти меры азиатский спрос.
Ожидается, что на этой неделе в американском сенате завершится обсуждение энергетического законодательства, призванного уменьшить зависимость США от импорта нефти. Закон, стимулирующий использование альтернативных источников топлива и охрану окружающей среды, стал приоритетом для Белого дома и конгресса, стремящихся продемонстрировать избирателям, что они борются с повышением цен на бензин.
"Первопричиной повышения цен на бензин является то, что мировой спрос на нефть растет быстрее предложения", заявил Буш на прошлой неделе, призвав конгресс принять закон.
Ожидается, что на этой неделе на голосование в сенате будут также поставлены несколько предложений, касающихся уменьшения эмиссии парниковых газов, связанной с использованием углеводородного топлива. Это может привести к конфликту конгресса с Бушем, который сопротивляется международному давлению и отказывается поддержать принудительное уменьшение эмиссии.
Статья получена: InoPressa.ru