Служба по работе с персоналом может и должна работать не слабее хорошего рекрутерского агентства, т. е. уметь самостоятельно и оперативно подбирать персонал. Можно услышать возражения, что это не входит в круг ее обязанностей, что основная задача кадровиков — организовать процесс подбора, а на поиск нужных сотрудников у них нет времени. Однако умение самостоятельно подбирать специалистов очень важно: от этого выигрывает не только HR-служба, но и компания в целом, имеющая возможность находить нужных сотрудников, не тратя денег на рекрутеров.
Основное правило успеха в процедуре подбора высококвалифицированных кадров состоит в умении найти необходимую информацию и/или правильно воспользоваться источниками соответствующей информации. Каждый из источников выступает своего рода рекомендацией о наличии интересующих вас специалистов. Организовать поиск не сложно, особенно если вспомнить, что у кадровиков есть преимущества, которыми не обладают рекрутинговые агентства. Основных преимуществ шесть.
Руководители и сотрудники вашей организации. Как правило, руководители подразделений хорошо знают своих конкурентов и контрагентов в соответствующих областях. Можно заметить, чем выше профессионализм руководителя, тем большими связями и контактами он обладает в своей предметной области. Рекомендации ваших руководителей направлений о существующих специалистах на рынке, как в центре, так и в регионе, являются наиболее информативными и несут в себе экспертную оценку.
Вновь принимаемые в компанию сотрудники и руководители. Приходящие в вашу компанию новые сотрудники являются носителями богатейшей информации и в массе своей всегда готовы оказать помощь. Во время беседы при приеме на работу можно получить сведения о специалистах с предшествующих мест работы и имеющихся интересных сотрудниках на других предприятиях, с которыми они знакомы.
Сотрудники инспектирующих (контролирующих) организаций вашей компании, с которыми непосредственно связаны работники вашего предприятия. Как правило, с инспектором контактируют профильные специалисты (и из смежных областей) других компаний. Необходимо установить контакт с инспектором контролирующей организации, он может порекомендовать нужного вам специалиста. Например, у налогового инспектора можно узнать, в какой компании работает хороший бухгалтер, подходящий по профилю деятельности.
Сотрудники компаний-контрагентов (сотрудничающие с вами компании). По аналогии с инспектирующей организацией сотрудники компании-контрагента активно работают в рамках вашего бизнеса или на рынке, смежном вашему, и потому могут выступить источником информации о наличии необходимых специалистов. Дополнительно необходимо познакомиться с сотрудниками службы по работе с персоналом компании-контрагента. Корпоративная дружба будет взаимно интересна, так как вы можете обмениваться не только информацией относительно кандидатов, но и по другим кадровым вопросам и проблемным ситуациям в вашей части бизнеса.
Служба безопасности вашей организации. Наладьте сотрудничество с вашей службой безопасности (СБ). При правильной постановке вопроса или задачи она может предоставить вам такую информацию, что не перестаешь удивляться. Наиболее эффективна СБ в сборе и предоставлении информации по регионам, там, где другие источники информации задействовать сложно. Кроме того, возможности СБ позволяют уточнить и дополнить имеющиеся данные.
Профильные союзы и общества. Существуют всевозможные формальные (конференции, выставки, специализированные сайты и т. д.) и неформальные тусовки, в которые входят специалисты вашей компании. Формальные контакты соответствующих сотрудников часто используют в своей работе рекрутерские агентства для поиска высококвалифицированных специалистов. А неформальные тусовки доступны в первую очередь вам. Каждое посещение неформальных мероприятий не только позволит расширить круг знакомств с сотрудниками других компаний, но и увеличит число рекомендателей.
Используя эти преимущества, любая служба по работе с персоналом компании любого калибра, не будет уступать по эффективности выполняемых работ рекрутерам. Выделенный перечень источников получения информации об интересных специалистах далеко не окончателен. Каждая компания находит для себя индивидуальные пути и способы поиска. Однако надо быть очень осторожными при работе с данными источниками в случае конфиденциального поиска.
При этом сотрудничество с рекрутинговым агентством не отрицается, так как это позволит получать большую информацию с рынка, использовать несколько вариантов поиска необходимых специалистов с целью быстрейшего закрытия существующей вакансии или замены соответствующего специалиста. При правильном распределении закрываемых вакансий между службой и агентством можно эффективнее снять существующую потребность.
Фарит Гасимов — кандидат психологических наук, доцент кафедры управления факультета психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова
Статья получена: Клерк.Ру