В одном из петербургских офисов сотрудникам запретили пить кофе. Такой была инициатива директора компании. Как результат, во всем офисе днем с огнем нельзя было отыскать хотя бы одну кофейную чашечку или блюдечко. Подобные случаи – не редкость так называемых корпоративных табу.
Антон Скакодуб, специально для Клерк.РуПочти любой запрет инициируется руководством компании и навязывается сверху.
Считается, что табу – неотъемлемая часть любого внутрикорпоративного кодекса, и его следует соблюдать всем без исключения. Отдельные любопытные случаи корпоративных табу заслуживают пристального внимания, поскольку их «эффект» бьет не столько по создателям, сколько по персоналу.
Запрет на курение, пожалуй, наиболее распространено среди всех императивов. В некоторые компании принципиально отказываются принимать любителей «подымить». Другие готовы мириться с курильщиками на работе, но предпочитают ограничивать их разными способами. Кто-то считает оправданным полностью запрещать курение в пределах офиса или предприятия.
Для бросающих курильщиков часто предусматривается материальное стимулирование. Некоторые предусматривают премии и бонусы за отказ от вредной превычки, в иных случаях, наоборот, доходит до штрафов.
Одна крупная IT-компания стимулирует некурящих другими способами. Тех, кто пристрастился к табаку, лишают добровольного медицинского страхования. Дескать, квалифицированная помощь возможна только для тех, кто максимально снижает все риски и не курит. А «обычные» здоровые люди пользуются полным социальным пакетом, и их здоровье «защищено». Так, по мнению устроителей, стимулируется здоровый образ жизни.
«Конечно, все компании предпочитают иметь дело с некурящими сотрудниками, - утверждает руководитель отдела продаж Консалтинговой группы «Альфа Персонал» Наталья Светлова. – В то же время курильщик со стажем, которого репрессивными методами заставляют избавиться от вредной привычки, может страдать и чувствовать себя неуютно. А с другой стороны, для руководителя коллективно избавиться от курения бывает важно. Это может резко повысить общий КПД и сэкономить немало рабочего времени сотрудников».
Во многих компаниях, занимающихся как производством, так и торговлей, распространен запрет на использование мобильников. Считается, что тем самым возможно повысить эффективность труда. Сотрудникам не разрешается общаться по сотовой связи в течение всего рабочего дня. На отдельных производствах запрещается держать мобильные устройства включенными, даже в «бесшумном» режиме.
Разнообразие запретов связано с дресс-кодом. Естественно, почти каждая уважающая корпорация создает сегодня свод правил, регулирующих внешний вид сотрудников. Например, требования ряда магазинов спортивной одежды просто обязывают продавцов и администраторов зала появляться только в фирменной одежде. Иная, даже noname – категорически запрещена. А сотрудники одной известной парфюмерной сети наизусть знают правило: регулярно душиться и обновлять косметику на лице, для чего предусмотрены специальные перерыве перерывы.
Отдельный пункт – использование продукции конкурентов и «врагов» компании. Конечно, у всех на зубах самый крупный скандал вокруг одной из ведущих российских сетей по торговле мобильными телефонами и аксессуарами, которая в определенный период времени заставляла всех сотрудников не пользоваться трубками одного производителя, а спустя определенный период рассорилась с другим поставщиком… В результате сотрудники снова были вынуждены коллективно сдавать и обменивать устройства нерадивого партнера.
Таким коллизиям несть числа. Сотрудники крупнейшей российской пивоваренной компании получили персональные замечания, когда их застали в неформальной обстановке за хмельным напитком «конкурирующей фирмы». Работникам известнейшего в мире производителя шипучих безалкогольных напитков запрещается появляться где-либо с бутылками прямого конкурента. За нарушение полагается… увольнение. Корпоративные правила бывают крайне жестокими.
«Это не вполне верный подход, - считает Наталья Светлова. – Есть ли смысл навязывать свою продукцию? В конце концов, любой сотрудник – тот же самый потребитель. Он будет покупать то, что лучше и дешевле. Его лояльность можно завоевывать не отрицанием или беспрекословными указаниями, а позитивной программой лояльности, предполагающей скидки и бонусы за приобретение фирменной продукции, и повышением качества товаров».
Использование вещей, на которых нанесена фирменная символика, - отдельная история. Одна крупная ритейл-компания, реализующая бытовую технику и электронику, не позволяет своим менеджерам держать на офисных столах ежедневники, календарики и ручки «сторонних производителей» - допускаются только фирменные. Похожим образом поступила когда-то западная почтовая компания. В процессе ребрендинга белый цвет поменяли на ярко-желтый с элементами красного. Оставшаяся в офисах представительская продукция, наподобие буклетов или все тех же органайзеров, уничтожалась стахановскими темпами. Как результат – кристально чистый бренд в глазах потребителей.
Автор — PR-менеджер Консалтинговой группы «Альфа Персонал», старший преподаватель кафедры общественных связей и рекламы СПбГУ
Статья получена: Клерк.Ру