Джаред Сэндберг
Когда Эрику Старкману, бывшему репортеру Detroit Times, вздумалось выявить редакционных подхалимов, ему оказалось достаточно просто повнимательнее оглядеть редакцию. Тогда их боссом был Роберт Джайлс, внушительного вида мужчина с не менее внушительным журналистским опытом. Ходил он в подтяжках, носил наглухо застегнутые рубашки и очки, которые чаще всего или были сдвинуты на лоб, или висели на шнурке на груди.
Со временем несколько начальников рангом пониже тоже стали появляться на работе в подтяжках, наглухо застегнутых рубашках и с очками, которые они тоже носили не столько на носу, сколько на лбу или на груди. Старкману и его товарищам казалось, что подобное заискивание выглядело ужасно.
По его словам, от одного взгляда на этих подхалимов у него буквально сводило скулы.
"Мне не давала покоя мысль, до чего же бессовестными были эти редакторы отделов, - вспоминает Старкман. - Не представляю, как они вообще могли видеть свое отражение в зеркале - я уж не говорю об их обновленном гардеробе".
Лесть и подхалимство - едва ли не самая трудноизлечимая болезнь, создающая немало проблем в корпоративной культуре. Из-за подхалимов портится психологическая обстановка в коллективе, система, при которой растут наиболее способные и трудолюбивые, начинает стремительно разрушаться, а счастливые руководители напрочь утрачивают способность к самокритике.
Причем некоторые из завороженных подчиненными-подхалимами нередко и не подозревают, что ими попросту манипулируют, а тем временем льстивые персонажи успешно и без лишних проволочек продвигаются по карьерной лестнице.
В лучшем случае подхалимаж - это просто противно, в худшем - приводит к катастрофическим последствиям для всей компании. "Интересный вопрос: сколько народу знало о нарушениях в Enron, Tyco или в WorldCom? " - говорит Марк Фейген, основатель компании Katzenbach Partners, специализирующейся на управленческом консультировании. По мнению Фейгена, эти бухгалтерские скандалы стали возможны в первую очередь благодаря многочисленным подхалимам, которые не желали в какой-то момент сказать: "А король-то голый! " Проблема еще и в том, что лесть оказывается на редкость действенным средством карьерного роста. Генеральному директору хедхантинговой компании Stascom Technologies Харви Бассу хватило мужества рассказать, как в молодости он выслуживался перед начальством.
По его словам, он всегда стремился угодить и следовал за своим боссом словно тень. Задания он неизменно выполнял на несколько дней раньше установленного срока, при этом не упускал случая сообщить начальнику, что работал даже в выходные. Он засыпал своего босса комплиментами по поводу его гардероба и сам копировал его стиль. Как и "дорогой начальник", Басс стал интересоваться политикой и теми же видами спорта, что и он.
Причем теперь, став руководителем, Басс признается, что подхалимам у него живется легче. Правда, умелым подхалимам. Басс терпеть не может грубой лести, а вот когда сотрудник рассказывает ему, как много пришлось работать, это ему нравится.
Редкий руководитель умеет распознать лесть и не выделять подхалима. Один из таких боссов - Стенли Херст, возглавляющий собственное агентство по подбору руководящих кадров. Херст вспоминает, что был у него один сотрудник, который не мог нахвалиться на своего руководителя. Причем делал это вслух и изливал свои восторги непосредственно любимому начальнику.
"Тогда я попался на крючок, и от этого пострадала работа", - рассказывает Херст. Подхалим получал повышения по службе в обход других сотрудников, для него создавались исключительные условия, ему выплачивали более солидные бонусы, чем остальным, - и в коллективе к нему стали относиться с презрением.
Причем любопытно, что Херст попался на удочку, хотя прекрасно знал, что такое явление существует, и сам испытывал отвращение, глядя, как на лесть подхалимов клюют другие. "Каждому начальнику нравится, когда его любят. Это как грибок: он возникает с маленького пятнышка и начинает расти, - говорит он. - Однако больше я в такие ловушки не попадаю".
Как бороться с подхалимами? Во-первых, следует помнить, что это нелегко. По мнению психолога Дори Холландер, можно попробовать в разговоре с боссом осторожно оспорить верность идей, выдвигаемых коллегой-подхалимом. При этом следует выглядеть совершенно неэмоциональным, трезвым реалистом. Правда, это может оказаться рискованным. "Руководители, как правило, начинают злиться, - говорит Холландер. - Они наотрез отказываются видеть недостатки своего любимчика". (WSJ, Екатерина Кудашкина)
Статья получена: Клерк.Ру