Пригожин Аркадий Ильич
Из материалов конференции "Практические способы достижения целей бизнеса"
Управленческие ошибки руководителей
Много лет я собирал эту коллекцию ошибок. Проходя одну организацию за другой, я видел много достижений, находок, успешных решений. О них говорят гораздо больше, чем об управленческих предрассудках, иллюзиях, вредных привычках и т.д. Наверное, Вы впервые видите этот перечень. Прочтите его.
Дополните теми, которые, на Ваш взгляд здесь не указаны. Затем отметьте самые опасные из них. А потом отметьте те, которые чаще всего встречаются в Вашей собственной практике, в работе Ваших начальников или подчинённых.
1. Естественные (неизбежные) ошибки
- в прогнозах тенденций на рынке, возможных действий конкурентов, спроса и т.п.;
- в оценках ситуации в организации, качества продукции, способностей работников и т.д.;
- непредвиденные
, но в принципе предвидимые события, последствия собственных действий и т.д.
2. Предубеждения
- неприятие перехода от модели управления "приказ-исполнение" к модели управления "согласование интересов";
- неприязнь к поведенческим технологиям, например, к использованию правил, методик для проведения коммерческих переговоров, командной работы, разрешения конфликтов и т.п.;
- "ерунда все, что нельзя посчитать"
- предубеждение против качественных методов стимулирования, оценки работников и т.д.; - отношение к работе над стратегией как к занятию абсолютно непрактичному;
- заниженная оценка
реального потенциала работников;- боязнь делегировать
ответственность своим подчиненным.
3. Незнания
- закономерностей смены стадий развития организаций;
- методов формулирования должностных функций;
- современных мотивационных систем;
- методов анализа ситуаций;
- управленческих технологий.
4. Неумения
- формулировать цели своей фирмы;
- доводить
общефирменные цели до целей подразделений и работников; - просчитывать свои решения на реализуемость;
- планировать многовариантно;
- обеспечивать фактическое выполнение решений;
- использовать индивидуальные особенности работников.
5. Дисфункциональные склонности
- к самоцентризму, т.е. стягиванию максимума решений и проблем организации на себя;
- демотивирующий
стиль руководства, т.е. упор на подчеркивание упущений работников, а не на оценку их достижений;- "информационная алчность"
- стремление знать и контролировать в организации все;- дублирование порядка
, когда руководители выдают задания, повторяющие должностные инструкции, положения об отделах и т.д.; - склонность давать задания, устраивать разбирательства "через голову" подчиненных руководителей;
- перегрузка лучших
работников по принципу "грузить на того, кто везет"; - привычка назначать нереальные, т.н. "мобилизационные" сроки выполнения заданий;
- поспешность
в выдаче заданий, от чего у подчиненных возникает установка: "не торопись выполнять – скоро отменят";- необязательность на
слово, пренебрежение своими обязательствами и обещаниями, что разрушает репутацию руководителя – его ценнейший капитал;- склонность
поддаваться манипулированию со стороны подчинённых;- эмоциональное подавление
подчинённых: силой голоса, грубостью, нетерпимым тоном, что ведёт к большим управленческим потерям (снижение инициативы сотрудников, имитация их согласия, сокрытие информации и собственных мнений).
6. Управленческие иллюзии
- вера в непогрешимость своих решений, убежденность в том, что главные причины сбоев в управлении – низкая исполнительская дисциплина, внешние обстоятельства, а не собственные просчеты;
- культ материального стимулирования, сведение всей мотивации к доплатам, премиям, бонусам, нежелание "включать" более сложную мотивацию персонала;
- склонность видеть причины своих трудностей прежде всего во вне, а не внутри организации;
- преувеличение фактора лояльности ближайших сотрудников при их подборе и оценке и т.д.;
- склонность рассматривать достигнутое благополучие как постоянное, самоуспокоение, игнорирование возможных угроз.
Статья получена: Клерк.Ру