Вячеслав Тихонов
Евгений Логовинский
Рыночные риски - причина многих громких финансовых скандалов в мировой истории. Наиболее значимые из них - это банкротства Metallgesellschaft в 1993 г. (потери $1,5 млрд) , Orange County - в 1994 г. ($1,6 млрд) , Barings - в 1995 г. ($2,2 млрд) , LTCM - в 1998 г.
(более $4 млрд) и др.
Чтобы обезопасить себя от подобного, в конце 90-х гг. финансовые организации по всему миру активно внедряли системы управления рыночными рисками. В России, правда, с некоторым запозданием также активно разрабатывались системы управления рыночными рисками. Все развивалось неплохо. Но после кризиса 1998 г. большинство банков свернули свои операции на рынке ценных бумаг, а сам рынок практически перестал существовать. Вместе с ним исчезли и рыночные риски, и, соответственно, потребность в системах управления ими.
За последующие пять лет российский рынок набрал прежние обороты, и банки вновь активно заинтересовались проблемой управления рисками. Внедрение систем управления рыночными рисками позволяет финансовым институтам:
- использовать адекватные процедуры оценки рыночных рисков для установки лимитов по торговому портфелю, а также для выхода на новые рынки;
- принимать обоснованные решения на основании полной информации по управлению портфелем, диверсификации финансовых инструментов и хеджированию рыночных рисков;
- количественно выразить рыночный риск в той форме, которая дает возможность легко сравнить его с другими видами рисков, что позволит определять доходность бизнес-подразделений с учетом риска и принимать обоснованные решения по стратегическому развитию этих подразделений;
- продемонстрировать международным рейтинговым агентствам высокий уровень управления рисками;
- укрепить положительный имидж в глазах существующих и потенциальных клиентов, контрагентов и акционеров банка;
- поднять профессиональный уровень сотрудников банка и общую корпоративную культуру за счет лучшего понимания рисков, которым подвержен банковский бизнес, а также за счет обучения передовым методам управления рисками.
Однако специфика российского рынка требует построения собственного набора факторов риска, что затрудняет использование готовых западных решений для оценки рисков. Такова, например, ситуация со многими западными фронт-офисными системами, используемыми российскими банками для заключения сделок и имеющими встроенную функциональность по оценке рыночных рисков - зачастую она просто вообще не используется.
Часто сотрудники подразделений по управлению рисками российских банков самостоятельно разрабатывают системы управления рисками. Этому способствует изобилие теоретического материала, а также тот факт, что на российском рынке до сих пор практически отсутствуют сложные для оценки производные финансовые инструменты. Собственные разработки, как известно, требуют инвестиций, времени и денег, но в условиях динамично развивающегося российского рынка топ-менеджмент банков требует от риск-менеджеров быстрых результатов. В итоге - высокая ротация руководителей подразделений по управлению рисками в банках и наличие систем управления рисками, разработанных на скорую руку. Обычно диагностика систем управления рисками выявляет следующие недостатки:
- отсутствие постоянного перечня риск-факторов;
- игнорирование корреляций между риск-факторами;
- упрощенный подход к оценке риска по долговым инструментам;
- отсутствие общей платформы, объединяющей различные методологии оценки рыночных рисков: Value-at-Risk, стресс-тестирование, сценарный анализ, анализ чувствительности и т. д. ;
- управление валютным риском производится в отрыве от других типов рыночных рисков (фондового, процентного и товарного).
Как же избежать этих недостатков? В большинстве публикаций на тему рыночных рисков внимание сконцентрировано на представлении примеров расчетов показателей риска для различных методов или анализе небольших гипотетических портфелей ценных бумаг. В основном это статические портфели, состоящие из нескольких акций. Системы, страдающие недостатками, описанными выше, по большей части созданы на основе таких примеров и являются их расширением.
Такой подход не учитывает основной принцип: перед тем как оценивать рыночные риски, необходимо определить понятие "рынок", т. е. постоянный набор риск-факторов, полностью определяющий стоимость портфеля в каждый момент времени. Такой набор риск-факторов не должен зависеть от текущего состава торгового портфеля и, следовательно, не может состоять из цен отдельных инструментов портфеля.
Основу методологии построения системы управления рыночными рисками составляют анализ активов банка и расчет параметров рыночного риска на основе риск-факторов. Эта методология сегодня успешно применяется в нескольких ведущих российских банках.
Реализация методологии обычно состоит их трех основных этапов: анализ, разработка и тестирование/подготовка документации.
Этап 1. На первом этапе определяется понятие "рынок" в отношении портфеля банка - набор риск-факторов, т. е. тех рыночных ставок, курсов и индексов, которые влияют на стоимость портфеля. Необходимо отметить важную особенность. Для оценки долговых инструментов нужно построить бескупонные кривые доходности. Дело в том, что общедоступная доходность к погашению напрямую зависит от дюрации и купонной структуры конкретной облигации и не вполне подходит для оценки приведенной стоимости потоков платежей по всему портфелю.
Этап 2. На основе единого набора риск-факторов разрабатываются алгоритмы оценки показателей рыночных рисков:
- показатель прибыли и убытков;
- Value-at-Risk (VaR) ;
- стресс-тестирование;
- сценарный анализ;
- анализ чувствительности.
На начальной стадии такие алгоритмы вполне могут быть реализованы средствами Microsoft Excel.
Этап 3. Для разработки законченной системы управления рыночными рисками на третьем этапе необходимо произвести бэк-тестирование модели, разработать отчетность и процедуры по управлению рыночными рисками.
Использование современных технологий в управлении рыночными рисками не только увеличит надежность банка, но и позволит усовершенствовать принятие стратегических и операционных решений по управлению в банке, а также улучшить имидж банка.
Вячеслав Тихонов - младший менеджер, Евгений Логовинский - менеджер отдела услуг по управлению рисками и эффективностью бизнеса PricewaterhouseCoopers
Статья получена: Клерк.Ру