Болезненный переходный период продолжался десять лет.
Преимущества рыночной экономики стали совершенно очевидны. Усилия кандидатов на вступление в ЕС будут вознаграждены на декабрьском саммите в Копенгагене, когда их официально пригласят стать членами союза. Инвесторов привлекают политическая и региональная стабильность государств юго-восточной Европы и бывшего Советского Союза и реформы, проводящиеся в этих регионах. Последние два года московский фондовый рынок занимает первое место в мире по своим показателям. Отстававшие в прошлом Югославия, Албания и Болгария начинают догонять лидеров, хотя разрыв пока остается очень большим. Кроме того, не все лидеры реализуют все имеющиеся у них возможности.
Но пока непонятно, в каком направлении эти государства будут двигаться дальше. Очевидно, что ситуация в мировой экономике оказывает влияние и на этот регион, темпы роста здесь начинают снижаться. Вопрос состоит в том, смогут ли они удержать темпы экономического роста на высоком уровне.
Легко объяснить, почему в разивающихся государствах Европы темпы роста превышают среднемировой уровень и что нужно сделать для того, чтобы сохранить эту ситуацию. Объемы долгосрочных капиталовложений, особенно прямых иностранных инвестиций, растут быстро в тех странах, где наиболее активно проводятся структурные и институциональные реформы, а именно в государствах-кандидатах на вступление в ЕС. Для того, чтобы вывести страну на путь процветания, недостаточно либерализовать цены, приватизировать госпредприятия и добиться экономической стабилизации.
Никакие макроэкономические меры не позволяют добиваться быстрого роста во всех сферах. Евросоюз выработал специальный подход к реформированию экономик государств-кандидатов, что помогло им добиться успеха. Теперь их примеру следует юго-восточная Европа. В частности, требование принять законы и правила ЕС, а также необходимость повысить конкурентоспособность местных компаний, выходящих на единый европейский рынок, помогли избавиться от излишней бюрократии, модернизировать налоговую систему, упростить доступ к инфраструтуре и финансам.
Многие государства Центральной Европы и Балтики сталкиваются со сложными бюджетными проблемами. Уровень государственных расходов в большинстве стран-кандидатов значительно выше, чем в других развивающихся странах со сравнимым уровнем доходов на душу населения. Тем больше у политиков стран региона причин воспользоваться неожиданным улучшением ситуации в мировой и региональной экономике и сократить объемы структурных дефицитов своих бюджетов. Население этих стран быстро стареет - это еще одна причина для ограничения расходов.
Если такие страны, как Болгария и Румыния, а также многие государства СНГ, не будут решать эти проблемы, им не удастся поддерживать темпы роста на необходимом уровне. В России, Казахстане и Украине темпы роста падают по мере того, как повышается обменный курс местных валют, что подрывает конкурентоспособность предприятий. Экспортеры нефти и газа по-прежнему зависят от резких скачков мировых цен.
Большое влияние на регион в целом окажут действия, которые предпримет Россия. В прошлом году это государство, уступившее по своим показателям (вычисляемым ЕБРР) лишь Югославии, добилось наиболее значительного прогресса в области экономических реформ из 27 государств региона. Россия - это страна, расположенная на двух континентах, она растянулась на 11 часовых поясов. В России живут представители множества культур и национальностей. Этому государству предстоит решать сложнейшие проблемы. России необходимо срочно диверсифицировать свою экономику, потому что она слишком сильно зависит от нефти и газа, привлекать инвестиции в производство и сектор услуг. Одновременно большое внимание следует уделять укреплению главенства закона, повышению уровня объективности и эффективности судебной системы, независимости исполнительных органов власти и СМИ, защите прав человека. Экономические успехи неотделимы от политического плюрализма.
Перспективы региона значительно улучшились. Но нынешний период относительно устойчивого роста - это не повод успокаиваться на достигнутом. Государствам региона необходимо решать как неотложные краткосрочные проблемы, связанные с необходимоостью поддерживать макроэкономическую и финансовую стабильность в условиях мирового экономического кризиса, так и долгосрочные задачи по созданию рыночных учреждений.
Статья получена: InoPressa.ru