Сергей Михеев | Генеральный Директор. ООО «Финам», Москва.
На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
- Какие категории сайтов существуют сегодня на рынке
- Какие функции выполняет современный корпоративный сайт
- Какой сайт нужен Вашей компании
- Сколько стоит создание полноценного корпоративного сайта
Также Вы прочитаете
- Как в группе компаний «Проминтел» с помощью сайта увеличили количество клиентов
- Чего ждет Генеральный Директор АПХ «Сельпром» от модернизации сайта компании
Корпоративный сайт является эффективным инструментом:
- продвижения компании на рынке;
- общения с партнерами и потребителями;
- формирования имиджа компании;
- хранения информации (баз данных и т. п.);
- интеграции всех бизнес-систем компании;
- взаимодействия сотрудников.
Для кого предназначены
Корпоративные сайты можно разделить на две основные категории — внутренние и внешние.
Внутренние, или локальные сайты содержат значимую для компании информацию: структуру и новости компании, контакты сотрудников, архивы документов, базы данных. В идеале подобные ресурсы могут трансформироваться не только в средство информирования, но и в эффективный инструмент развития. В частности, в рамках локальных сайтов:
- формируются банки идей, которые могут использоваться сотрудниками;
- в режиме онлайн проводятся конференции, позволяющие осуществлять мозговой штурм силами сотрудников подразделений, расположенных в разных частях России и мира.
Нередко во внутренние сайты интегрируются многие бизнес-системы компании, например, система тайм-кипинга. Это также полезно для управления предприятием.
Рассказывает практик
Дмитрий Калаев | Заместитель Генерального Директора компании Naumen, Москва
Компания Naumen— российский разработчик программных решений для бизнеса и органов власти. Создана в 2001 году. Оказывает услуги по разработке, внедрению и сопровождению программных проектов.
В нашей компании корпоративный портал позволяет:
- Генеральному Директору — в любой момент получить сводные данные и аналитические материалы по разным направлениям деятельности предприятия.
- Менеджерам — ускорить согласование и утверждение документов, связанных с решением оргвопросов (от оформления покупки компьютера до увольнения сотрудника). Процесс проходит в автоматическом режиме, по определенным алгоритмам.
- Любому сотруднику компании, имеющему компьютер, доступв Интернет и, главное, право доступа к внутреннему сайту — зайти из любой точки мира на корпоративный портал и работать не менее эффективно, чем находясь в офисе.
- Всем работникам — не тратить время на ежедневный просмотр электронных СМИ в поисках информации о событиях на рынке. Современные технологии позволяют представлять на корпоративном портале новостные ленты и необходимые для работы сведения (курсы валют и пр.).
Как правило, локальными сайтами могут пользоваться только сотрудники компании. Однако иногда доступ разрешен и внешним пользователям (например, дистрибьюторам), права которых имеет смысл ограничить, открыв для них только некоторые разделы. В отдельных случаях права доступа сотрудников компании также регулируются (в соответствии с их допуском к конфиденциальной информации и профессиональной необходимостью).
Внешние интернет-ресурсы компании доступны всем пользователям сети Интернет. По сути, речь идет о формируемом для внешнего пользователя образе организации: обычно ресурсы содержат информацию о компании, ее услугах, различные новости, форумы, раздел вопросов и ответов.
Внешних сайтов пока значительно больше, чем внутренних, однако, как показывает наш опыт, локальный ресурс необходим любой активно развивающейся компании. Его можно рассматривать как средство, позволяющее сотрудникам экономить время и силы, как инструмент обучения, обмена информацией и развития.
Рассказывает практик
Дмитрий Калаев | Заместитель Генерального Директора компании Naumen, Москва
Сегодня корпоративный сайт является не просто страничкой в Интернете, на которой размещена информация о компании, ее продукции, товарах или услугах. Корпоративные сайты все больше превращаются в порталы, предоставляющие пользователям данные из различных IТ-систем, функционирующих в компании (ERP- и CRM-систем, систем электронного документооборота и др.). Кроме того, через сайт пользователи могут инициировать различные бизнес-процессы.
Как можно использовать интернет-сайт
Попробуем рассмотреть современный корпоративный сайт с точки зрения функций, которые он выполняет.
Информационная
Интернет-ресурс сегодня является, пожалуй, самым дешевым способом рассказать о компании миру. Аудитория Интернета превышает количество читателей самых тиражных изданий (недаром они активно развивают электронные версии), при этом он позволяет эффективно выходить именно на целевую аудиторию.
Информационная функция сайта повысится, если ввести такую функцию, как интернет-рассылки. Максимальный эффект (результативность) достигается при интернет-рассылках, наполняемых интересным контентом; производить их необходимо не реже нескольких раз в неделю. Достаточно неплохой эффект дают бесплатные службы рассылки (Mail.ru, Subscribe.ru и т. д.).
Рассказывает практик
Роман Костров | Совладелец и руководитель компании Radvert.ru, Санкт-Петербург
Рекламно-брендинговая компания Radvert.ru организована в Санкт-Петербурге в мае 2000 года. Оказывает услуги в области рекламы, брендинга и маркетинга.
Сайт для нашей компании — это своего рода независимое электронное СМИ, коммуникативный канал, где не только размещается информация о компании, выкладываются статьи, но и осуществляются разного рода экспериментальные проекты в области рекламы, брендинга и маркетинга.
К примеру, мы практикуем «вирусный» маркетинг. Определяется некая аудитория пользователей Интернета и проблема, которая их волнует. Затем на сайте запускается так называемый вирус в виде разработанного нами бренда, или проведенного исследования, или рекламной акции, характер и сущность которых, без сомнения, не оставят равнодушной выбранную нами аудиторию. При обсуждении нашего продукта на многочисленных (заранее нами выбранных) форумах участники упоминают название нашей компании, ее идеологию и имена сотрудников. Таким образом мы добиваемся желаемой цели — происходит раскрутка компании, ее имя мелькает.
Говорит Генеральный Директор
Виктория Устименко | Генеральный Директор ОАО «Петербургский мельничный комбинат»
ОАО «Петербургский мельничный комбинат» входит в состав пищевого холдинга «Аладушкин Групп». Продукция комбината под торговыми марками «Аладушкин», «Ясно солнышко», «Мука «Предпортовая», «Горница» и другие занимают до 70% розничного рынка муки и более 50% рынка злаковых хлопьев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, комбинат контролирует более 25% рынка производственного потребления муки в Санкт-Петербурге и области. (Доли рынка приведены согласно оценкам специалистов комбината.)
Сайт нашей компании обеспечивает коммуникацию с различными целевыми аудиториями: потенциальными и существующими потребителямипродукции, оптовыми и розничными посредниками, имеющимися и потенциальными инвесторами. В структуру сайта заложена информация о компании, продукции, форма запроса прайс-листа и анкета потенциального дистрибьютора. Отведено место и новостному блоку. Разумеется, мы стараемся обратить внимание на наши бренды и с помощью баннерной рекламы на сайте.
Внутрикорпоративного сайта у компании пока нет, но мы планируем его создать. Частично коммуникации осуществляются через систему внутреннего документооборота, в которой представлена и некоторая визуальная информация.
Коммуникативная
Сайт — это инструмент коммуникации с клиентом, средство для организации обратной связи, благодаря которой можно добиться:
- Увеличения лояльности аудитории. Активная работа с интернет-сообществом, проведение конкурсов и специальных акций, размещение новостей компании повышают лояльность потребителей к тому или иному бренду.
- Повышения узнаваемости бренда. Чем больше людей Вы привлекаете на свой сайт, тем более узнаваемым становится бренд компании или ее продукции. При этом формировать восприятие в Интернете значительно проще и дешевле, чем в печатных СМИ.
Однако общение не должно быть навязчивым, его главный принцип — полезность для клиента. В противном случае субъект перестанет воспринимать Ваши сообщения или же они вызовут негативную реакцию.
Увеличение продаж
Получив информацию о компании и ее услугах, потенциальный клиент может захотеть приобрести ее продукт. Проще всего это сделать в режиме онлайн. Такую возможность должен предоставлять корпоративный сайт фактически любой современной компании. Если это невозможно (например, в случае с брокерскими услугами), должна быть доступна контактная информация службы продаж, которая поможет клиенту.
Стоит отметить, что Интернет дает уникальные возможности для повторных продаж: покупатель может получать информацию о новых предложениях, достаточно просто анализировать его предпочтения. По сути, во многом благодаря Интернету мы наблюдаем сегодня бурное развитие современного маркетинга взаимоотношений с клиентом.
Говорит Генеральный Директор
Артем Агабеков | Генеральный Директор компании «Фабрика окон», Москва
Компания «Фабрика окон»— розничная сеть по продаже пластиковых окон. Создана в августе 2004 года. С октября 2004 года на предприятии приступили к автоматизации бизнес-процессов.
Благодаря созданию корпоративного сайта и размещению баннерной рекламы мы максимально точно планируем расходы на рекламу. Ведь в сети можно зафиксировать не только количество пользователей, посетивших нашу интернет-страничку, но и проследить их путь и увидеть баннер, который вывел потенциального клиента к нам. Кроме того, сайт — это и эффективный канал продаж, великолепный источник информации для наших потенциальных клиентов и, конечно же, лицо компании.
Коммерческая
По нашему опыту, корпоративный сайт может быть самоокупаемым за счет продаж услуг, причем не только компании, но и своих собственных. Речь идет о баннерной рекламе, проведении платных конференций и т. д.
Бизнес-классификация сайтов
Какой-то общепринятой классификации корпоративных интернет-ресурсов до сих пор не существует. С некоторой долей условности можно выделить следующие типы сайтов:
Сайт-визитка. Как правило, включает в себя не более 10—15 страниц, содержащих общие сведения о компании и ее услугах, а также контактную информацию. Нередко на таких сайтах вывешиваются и прайс-листы, которые можно скачать или посмотреть в режиме онлайн. Создание такого сайта стоит около 500 долл. США, причем сделать его можно и самостоятельно — для этого имеется огромное количество программ.
Правда, время «визиток» уже прошло — они давно воспринимаются как сайты второго сорта. Уважающая себя компания должна иметь более качественный сайт, иначе она вряд ли будет восприниматься серьезно потенциальными партнерами и клиентами. По сути, рассматриваемый формат сейчас является уделом небольших компаний, ориентированных на узкий круг клиентов, лишь небольшое число которых имеет доступ в Интернет.
Сайт-презентация. Создается для демонстрации услуг компании, чаще всего новых. Обычно включает в себя много графики. При его создании используются анимационные технологии, привлекаются дизайнеры, специалисты по креативу. Обычно такой сайт стоит от 15 тыс. долл. США.
В России этот вид интернет-ресурсов стремительно набирает популярность: компании стараются сделать свою картинку в Интернете покрасивее, а дизайн-студии (например, студия Артемия Лебедева) очень активно продвигают свои услуги.
Сайт-каталог. Такой ресурс создается именно для показа товара во всех возможных вариациях (в разных ракурсах и цветах). Полезен для компаний, имеющих небольшой ассортимент продукции, меняющийся с учетом запросов заказчика. Как правило, на сайте указываются цены на товар, условия поставки. Стоимость создания начинается от 1,5 тыс. долл. США.
Рассказывает практик
Наиль Ермаков | Директор по развитию группы компаний «Проминтел», Казань
Группа компаний «Проминтел»поставляет в Россию сельскохозяйственные машины ведущих мировых производителей («Клаас», «Амазоне», «Лемкен», «Гримме», «МакДон»); занимается торговлей запасными частями, маслами и фильтрами европейского и американского производства для импортных легковых и грузовых автомобилей, комбайнов и тракторов. Специализируется также на продаже строительных материалов и материалов для производства мебели. В группу входят компании «Проминтел-Авто», «Проминтел-Агро», «Строительный мир».
Доведение информации о компании и ее продукции до наших нынешних и потенциальных клиентов было главной целью создания корпоративного сайта. Примерно за три месяца наш системный администратор собрал необходимые данные: о компании в целом, о нашей продукции (комплектация, стоимость, специфические характеристики), о событиях.
Получился достаточно простой и функциональный сайт, который поддерживает тот же системный администратор. С появлением сайта значительно увеличилось количество клиентов. Причиной тому, как я думаю, послужили следующие факторы:
- Многие потенциальные покупатели, зайдя на наш сайт, сразу могут определить, какой тип техники необходим именно им в зависимости от климатических условий, видов возделываемых культур, объемов производства и других показателей.
- В отличие от сайтов компаний-производителей техники, дистрибьюторами которой мы являемся, на нашем сайте размещен подробный прайс-лист всего ассортимента товаров.
- С компаниями-производителями техники мы заключили своего рода бартер: на нашем сайте размещены их баннеры, на их сайтах — наши.
Таким образом, попав к нам на сайт, посетитель видит, что:
- производители продукции — всемирно известные компании, завоевавшие превосходную репутацию на рынке;
- техника подходит по всем показателям;
- цена приемлема.
Следующий шаг потенциального покупателя — звонок в офис нашей компании для уточнения сроков и условий приобретения понравившегося продукта.
Сайт-магазин. На нем товары не только показываются, но и продаются. Например, значительная часть продаж компании Dell осуществляется именно через Интернет, это направление развития активно осваивает «Евросеть» и многие другие игроки, от издательств до производителей электротехнического оборудования.
Стоит отметить, что сайт этого типа должен быть интегрирован со службой продаж и доставки, так как оперативное реагирование на оставленную заявку — важное условие успеха. Развитие интернет-коммерции привело к тому, что в ряде случаев сайт-магазин — это и есть компания, причем достаточно успешная. В качестве примера можно привести такие проекты, как Ozon, 003.ru, aromat.ru и др. (подробнее о принципах организации сайтов-магазинов см. в статье «Как организовать продажи через Интернет», № 4 — 2006).
Затраты на создание сайта-магазина могут колебаться от 1 тыс. долл. США (интеграция дополнительного раздела на основной сайт) до 50—70 тыс. долл. (создание полноценного современного коммерческого сайта). Конечно, издержки, которые потребуются для закупки товара, раскрутки проекта могут быть значительно большими.
Сайт-бизнес. Стремительное развитие Интернета привело к тому, что кибер-компании получили возможность зарабатывать не только на продаже товаров, но и на услугах. Речь идет о службах знакомств, консультационных системах, базах данных. В Интернете действуют даже полноценные креативные агентства — например, E-generator.ru. Кроме того, интернет-компании, например информационные сайты и поисковики, весьма неплохо зарабатывают на рекламе. Впрочем, интернет-коммерция и интернет-реклама — отдельная большая тема(*).
Сайт модели Web 2.0. Сайт Finam.ru представляет собой пример корпоративного сайта модели Web 2.0. Принципиальная характеристика этого ресурса — ориентация на пользователя. Finam.ru — это, по сути, полноценное информационное агентство, которое ежедневно публикует более 200 материалов, касающихся фондового рынка. Ресурс содержит бесплатный инструментарий для технического анализа в режиме онлайн и многочисленные форумы. На сайте регулярно проводятся интернет-конференции.
Создание и поддержка сайта модели Web 2.0 — достаточно трудоемкие и дорогостоящие процессы. Создание обойдется более чем в 50 тыс. долл. США, неменьшую сумму придется ежемесячно тратить на поддержание сайта. Так, функционирование Finam.ru обеспечивают более 30 человек — программисты, журналисты, дизайнеры, специалисты по работе с сообществом.
Такие сайты — оптимальное решение для крупных компаний. Впрочем, небольшие предприятия также могут создавать ресурсы, ориентированные на тесную работу с сообществами. Причем проблема контента сейчас решается достаточно просто: можно пользоваться услугами специализированных агентств, которые за небольшую плату будут качественно готовить новости для публикации на Вашей странице.
Говорит Генеральный Директор
Дмитрий Дубинов | Генеральный Директор АПХ «Сельпром», Нижний Новгород
АПХ «Сельпром»— многопрофильный производственно-торговый агрохолдинг. Занимается производством, переработкой, хранением и поставкой зерна, муки, круп, комбикормов и другой сельскохозяйственной продукции.
Из простой визитки нашего холдинга с информацией о структуре, руководстве, сферах деятельности и производимой продукции наш сайт сейчас постепенно превращается в современный корпоративный портал, который скоро будет аккумулировать в себе все данные о работе компании. Также мы занимаемся его продвижением в Интернете, для того чтобы попасть на первые страницы российских и международных поисковых систем.
Примерно год назад было принято решение отказаться от услуг штатных сотрудников, поддерживающих сайт, в связи с тем, что результаты их работы не удовлетворяли акционеров и руководство холдинга. Заключив договор с компанией, специализирующейся на разработке и поддержке сайтов, мы поставили перед ней следующие задачи:
- обновить дизайн и структуру сайта согласно пожеланиям руководства холдинга;
- сделать его более насыщенным информационно и визуально;
- устранить технические проблемы, связанные с обновлением сайта.
Существующий в компании локальный ресурс мы также намерены кардинально модернизировать, превратив из простого справочника (с телефонами и адресами входящих в холдинг предприятий) в интегрированный с другими IT-системами портал.
Цели модернизации корпоративного портала холдинга:
- повысить эффективность бизнес-процессов;
- сделать бизнес более привлекательным и прозрачным для потенциальных инвесторов;
- улучшить имидж компании.
Компаниям, создающим свои веб-ресурсы, стоит помнить аксиому: сайт без новостей — плохой сайт. Впрочем, новости — это не цель, а средство. Создавая сайт, Вы должны думать о том, как привлечь максимальное количество пользователей, относящихся к целевой аудитории. После этого нужно сформировать имидж ресурса, который будет способствовать продаже услуг компании.
Этапы создания сайта
Шаг 1. Выработка концепции. Определяется, какой именно сайт необходим Вашей компании; во сколько обойдется его разработка, удастся ли создать сайт собственными силами или необходимо привлекать сторонних специалистов.
Шаг 2. Выбор названия сайта и регистрация доменного имени (адреса в Интернете).Многие доменные имена уже заняты другими компаниями или киберсквотерами, которые запрашивают за них значительные деньги. Поэтому запоминающиеся (или соответствующие названию компании) имена могут оказаться для Вас недоступными. В этом случае стоит выбирать название по созвучию, причем ориентироваться на критерий легкого запоминания адреса. Название сайта и его доменное имя не обязательно должны совпадать, хотя их идентичность обычно считают положительным фактором.
Шаг 3. Выбор исполнителя. Речь может идти о разработке сайта своими силами, привлечении сторонних специалистов (специализированной студии или фрилансеров) или сочетании этих методов. Например, достаточно часто дизайн разрабатывает внешний специалист, а контент делается внутри компании.
При выборе стороннего исполнителя имеет смысл ориентироваться на его работы, полученные рекомендации, скорость выполнения и стоимость предлагаемых услуг. Если Вы намерены регулярно обновлять сайт, потребуйте от исполнителя предоставить Вам паблишинг-систему, при помощи которой Ваши специалисты будут производить необходимые обновления на сайте. Кроме того, желательно, чтобы привлеченная Вами компания выполнила некоторые технические моменты, например, зарегистрировала доменное имя (причем на Вашу компанию), заключила договор на хостинг и т. д.
Рассказывает практик
Дмитрий Калаев | Заместитель Генерального Директора компании Naumen, Москва
При расчете стоимости создания и поддержки сайта необходимо учесть ряд составляющих:
- стоимость лицензий на программное обеспечение сайта;
- стоимость сервера;
- количество IТ-систем, с которыми сайт будет интегрирован;
- стоимость обучения сотрудников.
Функционирование корпоративного сайта обеспечивают:
- Администраторы (веб-мастера), ответственные за бесперебойную работу, разрабатывающие программное обеспечение и меняющие информационную структуру ресурса в соответствии с требованиями руководства.
- Веб-дизайнер.
- Редакторы, отвечающие за информационную поддержку, актуализацию информации и развитие сайта согласно программе, утвержденной Генеральным Директором.
В подготовке информации участвуют все сотрудники компании.
Шаг 4. Создание сайта (включая дизайн и контент).Как правило, рассматривается несколько дизайнерских решений, различные платформы. Здесь многое зависит от вкусов и финансовых возможностей заказчика. При подготовке контента стоит сразу ориентировать его на поисковые системы, включая в тексты необходимые для поиска слова.
Шаг 5. Тестирование бета-версии сайта. На этом этапе ищут различные неполадки, вычитывают тексты и т. д. Желательно привлечь к этому процессу некоторое число конечных пользователей.
Шаг 6. Запуск сайта, его поддержание, продвижение, работа с сообществом. Это тема, заслуживающая отдельного рассмотрения. Отмечу лишь, что создать сайт значительно проще, чем сделать его посещаемым и действительно эффективным(*).
ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- www.citforum.ru/cfin/korp_site/index.shtml#AEN12 Для чего компании стоит сделать свой сайт, как это сделать и что следует учесть при его создании. Много интересных фактов из истории развития Интернета.
- www.artmagic.ru/a-papers/good-site/a-how-to-make-good-web.shtml Как сделать хороший сайт компании: 10 рекомендаций руководителю.
Статья получена: Клерк.Ру