Многие разработчики и заказчики сайтов при создании проекта бросают основные силы на дизайн, а информационному наполнению уделяют достаточно мало внимания. Они считают, что главное — это то, как сайт выглядит, а уж какими текстами он заполнен — это дело десятое. Между тем, они сильно ошибаются. Для посетителей самое главное — это именно наполнение. Есть масса примеров сайтов с неудачным или практически полностью отсутствующим дизайном, которые посещают десятки тысяч пользователей каждый день.
И есть множество примеров сайтов с прекрасным дизайном, на которые никто не ходит — просто потому, что там нечего читать.
Сложнее всего заинтересовать посетителя на корпоративном сайте. Поэтому представим ситуацию, когда сайт состоит только из гипертекстовых ссылок (простейшей структуры) и непосредственно текста. Каким должен быть такой текст? Сухим и официальным? Тогда он будет просто клоном множества подобных сайтов. Веселым и непринужденным? Однако сложится ли у посетителя в таком случае должное отношение к вашей компании? Например, можно разместить на сайте анекдоты и ваш телефон. При этом сайт будет посещаемым, но принесет ли это нужный результат? Существует очень много тонкостей, которые нужно учитывать при составлении текста. Давайте их рассмотрим...
Начните подготовку текстов с поисков информации и изучения похожих сайтовАрхеологические раскопки
Начальной точкой отсчета будет являться основное направление деятельности вашей компании. И даже если вы — эксперт в данной тематике, все равно стоит заняться подбором информации. Используя поисковые системы, каталоги и сайты «Желтых страниц», изучите сайты подобной тематики, и особенно тщательно — сайты ваших конкурентов. Очень скоро вы поймете, что многие из этих ресурсов повторяют друг друга, причем зачастую — слово в слово. Это происходит потому, что владельцы компаний нередко идут по проторенной дорожке: собирают информацию и выкладывают на сайт в исходном виде, выдавая ее за свой текст. Делать этого не стоит не только из-за нарушения авторского права. Чтобы посетитель пришел на ваш сайт, а не на сайт конкурента, информация должна существенно различаться. Более того, если посетитель уже изучил сходный по тематике ресурс и желает узнать немного больше, в ваших силах переманить его на свою сторону. Проанализируйте изученные сайты по следующим параметрам:
- Какого рода информация присутствует. Основные разделы, освещаемые вопросы;
- Какой информации по данной тематике нет вовсе. Можете ли вы предоставить уникальную информацию, интересную широкому кругу посетителей;
- Что хотят узнать посетители (вывод можно сделать на основании анализа форумов, гостевых книг, раздела вопросов и ответов);
- Если сайты, сходные по тематике с вашим, пользуются популярными сервисами статистики, и эта статистика открыта, посмотрите, по каким поисковым словам на сайт приходят люди.
При подборе информации не ограничивайтесь Интернетом. Зачастую нужные сведения можно найти только в библиотеках, специализированных периодических изданиях. Потраченное время на подбор информации с лихвой окупится высокой посещаемостью сайта.
Приступая к написанию текстов, следует помнить о специфических требованиях, предъявляемых к ним...
Тексты с монитора читать сложноПервое препятствие — монитор
Чтение с экрана обладает совсем иной спецификой, нежели чтение газет, книг и объявлений на остановках. Внимание постоянно отвлекается на различные элементы дизайна и гипертекстовые ссылки. При внимательном чтении человек быстро устает, и у него возникает желание отвлечься. Поэтому зачастую чтение текста ограничивается беглым просмотром. Однако если текст небольшой по объему, изложен легко, понятно и доступно, то это может заставить пользователя прочитать текст до конца.
Наверняка вы не раз читали текст, который попался вам случайно, и дочитывать до конца вы его не собирались. Но взгляд зацепился за интересно сформулированную фразу, и появилось любопытство. Если подобная фраза не случайна, то просыпается интерес. Если вы сможете удержать внимание посетителя до конца текста, можете быть уверены, что он не уйдет с вашего сайта сразу. Поэтому не стоит загромождать текст сложными фразами, которые нужно прочитать несколько раз, прежде чем придет понимание написанного. Не нужно заблуждаться: ваш сайт — это не официальный документ, а всего лишь рекламная площадка.
Текст каждой страницы не должен превышать полутора страницПовесть или короткий рассказ?
Существует ограничение, возлагаемое на объем текста страниц корпоративного сайта. Оптимальный размер — текст должен помещаться на одном экране. Однако чаще всего этого бывает недостаточно для того, чтобы донести до посетителя всю необходимую информацию. Поэтому максимально текст не должен превышать примерно страницы документа Microsoft Word. Казалось бы, если текст интересен, то «хорошего должно быть много». Но посетителям сложно удерживать внимание на достаточно большом тексте. Если вам не хватает места для изложения всех необходимых мыслей, постарайтесь разбить текст на несколько тематических разделов. Естественно, это правило не относится к техническим текстам: инструкциям, документам, договорам и так далее.
Разбивайте текст на абзацыВ шеренгу — становись!
Чтобы еще больше облегчить чтение текста посетителю, текст должен восприниматься визуально легко. Будьте готовы к тому, что человек, пришедший на сайт, только бегло просмотрит тексты. Ваша задача при этом — донести основную мысль, используя оформление. Обязательным условием является разбивание текста на абзацы, каждый из которых будет содержать около 5-8 предложений. Каждый абзац будет нести различную смысловую нагрузку, поэтому эффективно также прописывать заголовки, которые каким-то образом будут отражать основную мысль, содержание абзаца. В конце заголовков не ставятся точки. Можете также дополнительно отформатировать текст, используя курсив и жирный шрифт, привлекая внимание посетителя. Не стоит использовать верхний регистр для отдельных слов и предложений — это вызывает негативную реакцию.
Тексты должны присутствовать на каждой страницеДоброе слово и кошке приятно
Посетителям необходимо объяснять все, к ним нужно относиться заботливо, уважительно, с должным вниманием. Поэтому необходимо писать поясняющий текст для каждой страницы сайта. Не стоит полагаться на то, что посетитель сам догадается. Казалось бы, писать текст для прайс-листа — совершенно лишнее занятие. Обычная таблица: сначала названия, далее — характеристика и цены. Что тут непонятного? Любой человек, заинтересовавшийся ценами на услуги или товары, предварительно знает, что ничего больше он там не увидит. Обманите его ожидания! Разместите в начале страницы приблизительно такой текст:
"Мы учитываем пожелания наших клиентов, поэтому ассортимент предоставляемых нами услуг (товаров) постоянно расширяется. Прайс-лист обновляется регулярно — в нем вы найдете самые точные сведения на сегодняшний день".
И в конце:
"Наши консультанты ответят на ваши вопросы по телефону 000-00-00. Расценки, представленные в прайс-листе, не являются строго фиксированными: мы всегда готовы к поиску взаимовыгодного сотрудничества. Будем рады видеть вас в нашем офисе". (Последнее слово должно являться ссылкой на страницу с контактной информацией)
Итак, всего несколько предложений, а у посетителя сложится положительное впечатление о вашей фирме, особенно если он попал на эту страницу случайно, из поисковой системы. Кроме того:
- вы предложили посетителю следить за обновлениями на сайте — возможно, он воспользуется предложением;
- у посетителя возникнет интерес хотя бы бегло просмотреть прайс-лист, даже если он искал что-то совершенно иное;
- за текстом посетитель увидел представителей компании, которые уже сейчас готовы с ним работать;
- становится видно, что сайт не «мертвый», а постоянно обновляется;
- посетитель будет уверен, что он не станет рядовым клиентом, а может рассчитывать на индивидуальный подход;
- в конце концов, вы пригласили его в офис!
Для выявления стилистических ошибок прочитайте тексты спустя несколько недельКорректура прежде всего. Корректура после всего
Написанные тексты стоит проверить несколько раз. Первый раз — сразу после написания. Основная ошибка, сразу бросающаяся в глаза, это слово «вы», написанное с большой буквы не в начале предложения. «Вы» с большой буквы не в начале предложения пишется или в личных письмах, чтобы подчеркнуть уважение к собеседнику, или в официальных письмах, обращенных к конкретному человеку (директору, генеральному директору и так далее). Тем не менее нередко страницы просто пестрят обилием «Вы», «Вас», «Вам», «Вашего», обращенных сразу ко всем посетителям. Это не только грубая ошибка, но и еще отвлекает от чтения текста.
Второй раз следует проверить текст уже через несколько недель: тогда станут наиболее заметны стилистические ошибки. Не пренебрегайте толковыми словарями, справочниками и полезными сайтами. Например, таким, как «Редактор.ру».
Не размещайте на стартовой странице лишней информацииОтдельные страницы сайта
Структура каждого сайта уникальна (вернее, должна быть таковой). Но на каждом ресурсе присутствует главная страница — то, с чего начинается сайт. Вот несколько способов отпугнуть посетителя сразу же:
- разместить на стартовой странице историю создания вашей компании, с перечислением точных дат и проводимых мероприятий;
- сделать на всю стартовую страницу длинную ленту новостей: какие и когда были обновления на сайте: "Сегодня — добавили картинку. Вчера — изменили предложение";
- написать совершенно отвлеченный текст, не относящийся к тематике сайта.
Читая стартовую страницу, посетитель должен уяснить для себя несколько моментов: на какой сайт он попал, что в общем представляет собой компания, интересно или не интересно ему изучать этот сайт дальше. Хорошо смотрятся на стартовой странице краткие анонсы других разделов и лента новостей интересных посетителю событий, происходящих в компании. Причем она должна быть оформлена так, чтобы на первом месте был все же основной текст: решение этого вопроса доверьте дизайнерам.
Не забывайте также заполнять главные страницы каждого раздела, обязательно рассказывая посетителю, о чем этот раздел. В таком случае он сразу будет знать, что представляют собой страницы сайта, и сможет легко сориентироваться при поиске необходимой информации.
Маневры
Новый сайт — новая история. Экспериментируйте, следя за тем, чтобы текст был живым. Иногда достаточно добавить всего один маленький раздел, чтобы сайт стал уникальным — и именно это обеспечит приток посетителей, которые не раз еще вернутся на страницы вашего сайта. При этом вовсе не обязательно точно придерживаться тематики ресурса. Так, например, собственной жизнью на страницах сайта студии веб-дизайна живет аквариум, в котором постоянно происходит что-то новое. Подобный контраст: живой элемент на весьма серьезном сайте создает очень приятное впечатление.
Помните, что сайт — это не отчет о работе за год. Это не представительство вашей компании. Сайт — это способ общения с потенциальными клиентами. И от содержания сайта напрямую зависит, останется ли это общение монологом или превратится в результативный диалог.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru