В конце 60-х гг. новосибирский профессор Рюрик Повилейко предсказывал, что в будущем мы столкнемся с таким понятием, как "музыкальная партитура рабочего места". То ли это будущее еще не наступило, то ли ученый ошибся, но музыка пока слабо ассоциируется с работой. Хотя рекомендации по использованию музыки для повышения работоспособности советских граждан были еще в Трудовом кодексе 1971 г.
Пять лет назад в торгово-производственной компании "Феликс" придумали вручать лучшим сотрудникам аудиоплейеры и кассетные магнитофоны.
Передовики мебельного производства подарки далеко прятать не стали, а понесли их прямо на рабочие места. Магнитофоны вскоре появились на всех участках завода, а музыка стала неотъемлемой частью работы. Заместитель генерального директора этой компании Вячеслав Спирин уверяет, что музыка не только не отвлекает, а, напротив, помогает рабочим в цехе сохранить тонус и сосредоточиться, нивелируя монотонный усыпляющий шум. Работу без музыки здесь теперь представляют с трудом, хотя специально экономический эффект никто не подсчитывал.
Специалисты, правда, давно уже все подсчитали: при использовании музыки на рабочих местах активность в первый час работы повышается на 10%, брак снижается на 30%, общая работоспособность увеличивается до 70%. Для психологов положительное влияние музыки на производительность труда — вещь давно доказанная: исследования на эту тему ведутся с конца ХIХ в. Такую музыку стали называть функциональной, фоновой, обстановочной или музыкой окружающей среды. Причем в разработке темы особенно преуспели советские ученые. "Очень во многом они опередили Запад, — считает кандидат психологических наук, преподаватель Академии управления МВД Максим Леви. — Правда, внедряли функциональную музыку в основном на заводах. Непроизводственная сфера оставалась в тени". Однако влияние музыки на людей, занятых умственным трудом, ничуть не меньше, считает Леви. Правильно составленная программа способна скрасить нелегкую жизнь офисного служащего.
Трудовой гимн
То, что музыка способна снижать нервное напряжение и усталость, улучшать восприятие и внимание, прогонять сонливость при монотонной работе и даже вызывать массовый энтузиазм, сплачивать коллектив и улучшать взаимоотношения, замечено было давно. На этом даже делают бизнес. Американская компания Muzak позиционирует себя как разработчик музыкальных программ для корпораций. Среди ее заказчиков — General Motors, Ford, IBM, Procter and Gamble, Kodak и др.
Еще раньше, в начале 1920-х гг., во Франции существовало национальное движение за внедрение музыки в цеха. В Америке была "танцевальная прачечная", владельцы которой заставляли прачек работать под свинг. А к концу 1920-х гг. в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку. В Советском Союзе были свои примеры. Ленинградский оптический завод "ЛОМО" в довоенные времена называли "культкомбинатом": во время обеденных перерывов перед местными рабочими выступали артисты Ленинградской филармонии. Ничего подобного на заводе давно нет. "Времена изменились", — объясняют в "ЛОМО". Действительно, сегодня руководители меньше всего задумываются о том, слушают ли подчиненные музыку на рабочих местах. "Дело, возможно, еще и в том, что экономический эффект от использования музыки в непроизводственной сфере проследить достаточно сложно, — считает Леви. — На заводе это гораздо легче".
Однако народ давно взялся за собственноручное внедрение музыки на работе. Прежде всего с помощью коммерческих музыкальных радиостанций, уже ставших элементом офисной культуры. "Условия труда не всегда способствуют тому, чтобы человек себя уютно чувствовал на рабочем месте, а мы помогаем снизить стресс", — говорит Татьяна Оспенникова, программный директор "Радио Семь на Семи холмах", определяющего себя как офисную радиостанцию.
По данным Comcon Media, работа — третье по популярности место слушания радио. Радио в рабочее время слушают 16,5% участников опросов. (Опрос проводился среди аудитории 12+ лет, т. е. среди работающих людей эта цифра гораздо выше.) Радиостанции не остаются в долгу: они создают для офисных служащих спецпрограммы и заставляют их петь хором. "Люди с древнейших времен использовали музыку для того, чтобы почувствовать себя общностью, — говорит музыкальный психолог, доктор искусствоведения Дина Кирнарская. — Ничего и не может быть лучше музыкальных средств, чтобы поднимать в коллективе командный дух". По наблюдениям экспертов компании "ЭКОПСИ Консалтинг", в небольших компаниях с коллективом в 100-200 человек обнаруживается удивительное единодушие в музыкальных пристрастиях. Музыка становится частью неформальной корпоративной культуры.
Оборотная сторона пластинки
Однако стихийное внедрение музыки в офис не всегда дает желаемый эффект. Архитектор Евгений говорит, что к его уходу с прошлого места работы приложило руку "Русское радио". "Я работал тогда в отличном месте, с прекрасными людьми, с замечательным руководителем. Но не мог я работать под такую музыку!" — говорит Евгений. Правда, он говорит, что понимает недовольство коллег в те редкие мгновения, когда им приходилось слушать музыку, которую любит он, — трип-хоп, даб или джаз. "Было бы несправедливо, если бы уволились они все", — считает Евгений.
Исследование британской компании The Radio Advertising Bureau показало, что лишь 5% аудитории осознанно включают радиостанции для повышения собственной работоспособности. Кроме того, по мнению Леви, репертуар популярных радиостанций не всегда подходит для работы. И дело не только в разнице во вкусах коллег, просто программы функциональной музыки необходимо составлять по весьма строгим правилам. Там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать — а офисная работа чаще всего сводится именно к этому, — вокальная русскоязычная музыка не самое лучшее сопровождение. "Такая музыка совсем не помогает работать, — говорит Леви. — В лучшем случае не мешает".
Чтобы правильно составить программу функциональной музыки, нужно учитывать характер работы сотрудника, расписание его рабочего дня, музыкальные пристрастия и помещение, в котором он работает. Уровень звука должен быть одинаковым в любом месте помещения. В "Феликсе", например, от идеи транслировать музыку через громкоговоритель, как когда-то это было на некоторых советских предприятиях, отказались. "Цех работает в четыре смены, в каждой смене трудится около 40 человек, у всех свои музыкальные вкусы", — объясняет Спирин.
Эффективность музыкальных передач определяется составом работающих, временем суток и даже состоянием погоды. Например, женщины более восприимчивы к музыке, чем мужчины; молодежь активнее реагирует на музыкальные передачи, чем рабочие более старшего возраста; в ночную смену музыка оказывается более эффективной, чем в дневное; в пасмурную погоду музыка также действует лучше, чем в солнечные дни.
Юлия А. Васильева
Статья получена: Клерк.Ру