В 2007 году российским компаниям не удастся привлечь на IPO больше денег, чем в 2006-м, а затем волна размещений акций спадет до уровня 2005 года. Такие выводы делают аналитики Citigroup, которые в опубликованном вчера обзоре перспектив российских IPO утверждают: хотя российские компании едва ли не лучшие на развивающихся рынках, их ажиотажные продажи сегодня — это во многом стремление избежать рисков 2008 года.
Прогнозируя снижение доходов от размещений, CGM тем не менее утверждает, что российские компании — лучшие на развивающихся рынках. |
Исследование Made in Russia, представленное вчера маркетинговым подразделением Citigroup, Citigroup Global Markets (СGM), является первым выпуском постоянного аналитического продукта, который компания адресует своим клиентам — инвесторам фондов Citigroup во всем мире. Обзор посвящен самой горячей теме на фондовом рынке — российским IPO.
Citigroup приходит к печальному для российских владельцев выводу: хотя на 2007 год придется рекордное число российских первичных размещений акций, ожидаемые владельцами компаний сборы будут ниже, чем в 2006 году.
Согласно данным обзора, 16 крупных IPO в 2006 году соберут в сумме порядка $20 млрд — данные включают размещение бумаг «Роснефти». На 2007 год запланировано 32 размещения компаний того же уровня: в их числе IPO Сбербанка, ВТБ, ГАЗа, «Итеры», «Кузбассразрезугля», «Связьинвеста», Магнитки, «Еврохима». Однако сумма, которую, по мнению Citigroup, профинансируют на IPO фондовые рынки, не превысит $18,4 млрд. А на 2008 год аналитики CGM ожидают резкого снижения и числа размещений, и их сборов: 18 размещений и $4,7 млрд сборов.
Снижение популярности первичного размещения акций в CGM объясняют просто: к 2008 году резко вырастут политические риски и макроэкономические риски падения цен на нефть. Оценки CGM по поводу размера «ажиотажа IPO» в 2006—2007 годах, вызванные стремлением собственников еще до 2007 года завершить размещение, довольно консервативны. Так, «Ренессанс Капитал» в обзоре «Ралли конца года» на прошлой неделе отмечал, что с начала года уже 18 российских компаний привлекли на IPO $21 млрд.
Прогнозируя снижение доходов от размещений, CGM тем не менее утверждает, что российские компании — лучшие на развивающихся рынках. В главе обзора, посвященной этой теме и названной вполне в духе времени — «Россия против всего мира»,- CGM напрямую доказывает, что российские ценные бумаги в настоящее время являются почти по всем параметрам лидерами мирового рынка IPO на emerging markets. Модель, разработанная CGM для оценки потенциальных перспектив компании при первичном или вторичном размещении, показывает 7—10-процентное преимущество в потенциальной стоимости российских акций и сырьевых, и несырьевых компаний по сравнению со «средним конкурентом по IPO» — компаниями из Восточной Европы и стран Бразилии, Индии и Китая. По уровню недооцененности активов сырьевые компании на 65% привлекательнее аналогов (несырьевые — на 40%), потенциал роста у несырьевых компаний на 17% выше конкурентов (для сырьевых компаний он на 2—3% уступает конкурентам), эффективность управления компаниями на 5—8% выше аналогов.
Правда, утверждают в Citigroup, владельцы российских компаний оценивают стоимость своих активов на 10% дороже, чем конкуренты. И, наконец, CGM резко расходится с другими аналитиками, в числе которых и «Ренессанс Капитал», и Deutsche Bank, и Morgan Stanley, в оценке привлекательности секторов для IPO и вторичных размещений бумаг. Аналитики группы говорят в отчете, что наилучшие перспективы в 2006—2008 годах на размещениях имеют энергетические компании, независимые производители газа и сотовые сети. Далее, в порядке убывания привлекательности — нефтяные компании, банки, горнорудные компании. Хуже всего, по расчетам CGM, перспективы размещения бумаг у розничных торговцев (в списке Citigroup — декабрьское размещение холдинга «Лента», а на 2007 год — «Арбат Престиж», «Дикси», «Евросеть», «Ростик-Групп», «Копейка») и у металлургов (на 2007 год — «Полиметалл», «Магнитка»). Отметим, среди аналитиков 2007 год считается «годом банковских IPO» — на него запланировано размещение бумаг Сбербанка, Внешторгбанка, банка «Возрождение», Газпромбанка и страховщика «Росно». С тезисом о том, что пик российских IPO проходит, согласны и конкуренты Citigroup. Так, Роланд Нэш из «Ренессанс Капитала» говорит, характеризуя последние размещения российских компаний: «Не то чтобы все это было инвестиционными возможностями, которые нельзя пропустить». А в обзоре Citigroup, несмотря на высочайшую оценку активов из России, аналитики оценивают перспективы их размещения в 2006—2007 годах подчеркнуто «нейтрально». «Повышенная осторожность может быть оправдана»,- утверждают в CGM, напоминая о рисках выборов 2008 года для бизнеса.