В 2007 году рынок платного телевидения в России, по прогнозам экспертов, вырастет как минимум на 50%, и его объем составит не менее 700 млн долл. Этот достаточно оптимистичный прогноз во многом базируется на опыте последних нескольких лет динамичного развития. Так, объем годового оборота рынка сейчас составляет около 450 млн долл., и число абонентов основных сегментов платного ТВ, в первую очередь кабельного, спутникового и IP-телевидения, достигло 270 тыс. человек.
Динамичное развитие рынка платного телевидения во многом связывают с жесткой конкуренцией и приходом новых крупных игроков, в том числе непрофильных, например, компаний «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова и группы «Ренова» Виктора Вексельберга.
Внимание стратегических инвесторов в настоящий момент привлекают сети кабельного телевидения, интерактивное интернет-ТВ. По различным данным, в 2005 году объем слияний и поглощений в сегменте кабельного телевидения в столице и в регионах достиг 100 млн долл., а в 2006 году уже превысил этот показатель в несколько раз. В ближайшие годы участники рынка прогнозируют дальнейший рост сделок M&A, особенно за счет региональной экспансии. Среди крупных приобретений за последние годы — покупка нефтяной компанией «Нафта-Москва» московского городского кабельного оператора «Мостелеком», приобретение группой «Ренова» оператора «Комкор ТВ», АФК «Система» — компании «Объединенные кабельные сети» и некоторые другие.
Сейчас рынок платного телевидения в России, с учетом всех секторов, делят «НТВ-Плюс» — 31%, «Нафта-Москва» — 21%, «Система Масс-Медиа» (АФК «Система») — 11% и «Ренова-Медиа» — 3%. Остальные операторы осваивают 34% рынка. Как сообщил в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» генеральный директор компании «Мостелесеть» Андрей Механик, на рынке кабельного телевидения образовалось пять крупных игроков: группа «Нафта-Москва», «АФК-Система», «Ренова-Медиа», «Р-Телеком» и «Мультирегион». «Между этими участниками сейчас идет жесткая конкуренция по приобретению и консолидации активов по стране, — говорит эксперт. — Если московский рынок почти сформировался, то региональный еще нет».
Выход на рынок новых игроков, их инвестиции в модернизацию и развитие сетей, агрессивную рекламу и маркетинг, усиление конкуренции в целом благотворно отражается на потребителях за счет расширения пакетов предлагаемых услуг при снижении их стоимости. Это подстегивает интерес к платному телевидению, в том числе к наиболее мобильному ТВ — спутниковому. Так, в 2006 году у «НТВ-Плюс» — лидера этого сегмента рынка — наблюдаются наиболее высокие темпы роста абонентов за всю историю компании. По словам гендиректора телекомпании «НТВ-Плюс» Дмитрия Самохина, до конца 2006 года компания рассчитывает предложить клиентам продукт суперпремиум — несколько каналов в формате HDTV — телевидения высокой четкости (High Definition TV), новейшего направления мирового телевизионного развития и сильного конкурентного преимущества в борьбе за рынок. Предполагается, что абонентская плата будет не очень высокой, хотя подписчикам придется потратиться на телевизор, поддерживающий функцию HDTV, ресивер, дополнительное оборудование. Значительные средства для продвижения этого элитарного продукта телекомпания намерена затратить на приобретение контента — программ для вещания.
С ростом рынка и развитием технологий многие операторы начинают сталкиваться с дефицитом качественного контента. Поэтому конкуренция в настоящее время активно идет и в сфере производства и продвижения отечественных телепрограмм для платного ТВ, и этому бизнесу эксперты прочат большое будущее. Вместе с тем актуальной остается и покупка зарубежного контента. Так, Дмитрий Самохин выступает против деления рынка по способу доставки сигнала. «Первое и основное — это контент, важно, что доставляется, — говорит он. — Для нас ключевой вопрос — что продать».
Интересно, что в России традиционно высокое качество эфирного бесплатного телевидения, что, по мнению экспертов, тормозит проникновение платного ТВ. Считается, что предстоящий перевод эфирного телевидения на цифровое вещание даст стратегическую перспективу платному ТВ. Однако этот фактор может также обострить конкуренцию между «традиционным» телевидением и дополнительным платным сервисом. Хотя в любом случае выигрывает потребитель, у которого повышается возможность выбора. В целом же участники рынка полагают, что нет глобальных проблем, которые тормозили бы рост платного телевидения. Его будущее больше зависит от экономического развития страны и общего благосостояния граждан.