Французская Carrefour — второй по величине мировой ритейлер — наведалась в Россию. По сведениям “Ведомостей”, французы объехали Москву, Петербург, Ростов и Тюмень, но еще не решили, откроют ли там свои магазины.
Carrefour изучает возможности бизнеса в России, в том числе создания сети магазинов примерно в 20 городах, цитирует агентство “Интерфакс” председателя совета директоров группы Люка Вандевельда. В частности, по его словам, речь идет о строительстве торговых комплексов в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Такое заявление Вандевельд сделал в Тюмени, встретившись с губернатором области и мэром города.
По сообщению пресс-службы губернатора Тюменской области, кроме Вандевельда на встречах присутствовал генеральный директор Carrefour в Европе Жозе Мария Фолаш.
Как удалось выяснить “Ведомостям”, побывали представители Carrefour и в других городах. “Насколько я знаю, они пробыли в России долго. Они посетили наш магазин”, — рассказывает замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий. На прошлой неделе представители Carrefour приезжали в Ленобласть, говорит представитель областного правительства, попросивший об анонимности. “Они присматривали землю под свои магазины около строящейся кольцевой автодороги”, — рассказывает собеседник “Ведомостей”. О том, что представители французской сети “встречались с разными людьми в области”, рассказывает и исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков. По его мнению, Ростов попадет в число городов, “куда Carrefour придет в первую очередь”. Выяснить, встречались ли представители Carrefour с московскими и подмосковными чиновниками, вчера не удалось.
Французская сеть еще в конце 90-х подыскивала участки для строительства гипермаркетов, но так ничего и не выбрала. А в прошлом году бывший менеджер по франчайзи Carrefour во Франции Кристиан Херфорт рассказывал, что сеть готова продавать российским ритейлерам франшизы. Многие западные компании говорят, что идут в Россию, но на самом деле просто проводят разведку, отмечает гендиректор консалтинговой компании Hyperestate (она занималась поиском покупателей на франшизы) Олег Пронин. Бураков вспоминает, что в 2004 г. французы встречались с его агентством, но в итоге заявили, что приоритетным рынком для компании является Китай, а Россия стоит в планах “через три-четыре года”.
В мире главный формат для Carrefour — гипермаркеты. На них в прошлом году, по данным самой компании, пришлось 58,8% от 74,5-миллиардных продаж группы. Кроме гипермаркетов Carrefour развивает форматы супермаркетов, дискаунтеров, магазинов у дома, cash & carry и электронной торговли. После нескольких неудачных для своего французского бизнеса лет в прошлом году Carrefour объявила о новой агрессивной политике развития. Только в 2006 г. компания запланировала открытие 100 новых гипермаркетов, а в ближайшие два-три года — еще 1000 новых магазинов общей площадью 1,5 млн кв. м. В развитие сети планировалось вложить 10 млрд евро, и уже в прошлом году, по данным годового отчета группы, инвестиции оказались на 38% выше среднего уровня прошлых лет. Из восточноевропейских стран Carrefour работает в Польше и Румынии, а также планирует прийти в Чехию и Словакию. Но упоминаний о планах прихода в Россию в отчете компании за прошлый год нет.
“Окончательно мы еще ничего не решили. Но пока впечатления от России благоприятные”, — цитирует Вандевельда “Интерфакс”. “По нашим ощущениям, решение еще не принято, но настолько серьезно [о приходе в Россию] Carrefour думает впервые за последние восемь лет”, — говорит Слуцкий из “Мосмарта”. По данным Raiffeisenbank, на сетевую торговлю в России приходится 21% от объема розничных продаж, в то время как в Центральной и Восточной Европе, например Польше и Чехии, — более 50%. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2005 г. составил 6934,3 млрд руб. “Российский розничный рынок к 2010 г. будет крупнейшим в Европе, так что для Wal-Mart и Carrefour приход сюда — это вопрос не “если”, а “когда”, — соглашается финансовый директор “Перекрестка” Виталий Подольский. Но чтобы начать бизнес в России с нуля, Carrefour потребуется несколько лет, предупреждают участники рынка. Ритейлеру такого уровня важно выйти на рынок сразу с большим объемом продаж, отмечает Слуцкий, но возможностей купить местную сеть “очень мало”, заключает Подольский.
Шли в Россию
Из первой семерки мирового продуктового ритейла пока в России работает лишь немецкая Metro Group. В июне 2005 г. объявила о скором выходе на российский рынок американская Wal-Mart. Гендиректор Wal-Mart Stores Ли Скотт заявил, что сеть собирается расширять бизнес в Центральной и Восточной Европе, в том числе и в России.
В феврале 2006 г. исполнительный директор голландской розничной корпорации Ahold Андерс Моберг заявил, что в этом году “компания намерена выкупать мелкие сети и расширяться в Голландии, США, а также постепенно продвигаться в направлении России, скорее всего с балтийского направления”.
Ходили слухи, что французская Intermarche начнет бизнес в России с городов Татарстана. Но в декабре 2004 г. представитель Intermarche Ванесса Перикар сообщила, что “планов на Россию нет, для компании приоритетны Польша, Румыния и Босния”.
Крупнейшая британская сеть супермаркетов Tesco в апреле 2005 г. объявила, что собирается открыть больше 40 магазинов в Центральной Европе, но Россия в планах компании не значилась.
О планах японской Seven&I ничего не объявлялось.
Carrefour – вторая по величине розничная сеть в мире после американской Wal-Mart. У компании более 12 000 магазинов. Выручка в 2005 г. – 74,5 млрд евро, чистая прибыль – 1,44 млрд евро. Carrefour контролируется несколькими французскими семьями, часть акций котируется на Euronext. В пятницу капитализация компании составила 30,9 млрд евро.
Анфиса Воронина, Анна Щербакова, Оксана Лебедева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU