Независимо от позиции местных властей рынки эволюционным путем начинают уходить в прошлое. Вытеснению рынков способствует появление дешевых гипермаркетов и мелкооптовых операторов, таких как MЕТРО, АШАН и пр. Многие традиционные посетители рынков переориентируются на такие магазины, даже несмотря на более долгие поездки от дома.
Правда, этот процесс пока в большей степени выражен в сфере продовольственной торговли. Можно с уверенностью сказать, что в случае появления в Москве крупных западных сетей уровня Wal-Mart или магазинов более высокого уровня, вещевым рынкам будет нанесен смертельный удар.
Например, едва ли практичные москвичи станут покупать по $ 40-60 линяющие турецкие подделки под американские джинсы, если они выяснят, что оригинал (пусть сшитый в Китае) стоит $ 10-15.
Михаил Гец, руководитель Департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood, считает, что приход в Россию таких мировых сетей рынки не уничтожит: "В Москву уже давно пришли "Ашан", "Маркткауф", "Метро", но рынки все равно существуют. Возможно, это связано с расположением большей части этих магазинов за МКАД, а, возможно, с особенностями менталитета".
"Для Wal-Mart оптимальным способом выхода на российский рынок могла бы стать покупка одной или нескольких местных сетей, - добавляет Сергей Колегов, генеральный директор компании Prime city properties, - однако ритейлеру все равно пришлось бы конкурировать, скорее, с другими операторами, чем с рынками, поскольку в формате ТЦ сложно добиться того же уровня цен, что и на рынках".
"Сеть Wal-Mart все еще не пришла в Россию, несмотря на объявление имеющихся у ее руководства намерений об этом еще в 2004 году, - говорит Сергей Храмов, директор по развитию компании 4Rent estate. - В целом интерес крупных международных сетей остается сдержанно-выжидательным. Лидеры мировой розничной торговли не торопятся выйти на наш рынок, несмотря на позитивные прогнозы развития, которые делают российские и зарубежные консалтинговые компании. Причина кроется в расчете западными сетями российских рисков - логистических трудностей, недостаточно благоприятного режима экспорта-импорта и ряда других факторов".
Что касается так называемой "блошиной" торговли, то, несмотря на развитие рынка торговой недвижимости, она, по мнению экспертов 4Rent Estate, все еще как класс не уничтожена: определенная категория покупателей до сих пор делает разовые или небольшие покупки в уличных киосках или крытых торговых павильонах. Другой вопрос, что со временем, уступая площади современным торговым центрам, она принимает все менее масштабные формы.
Перетягивание спроса
И все же, когда недалеко от рынка открывается крупный магазин схожего профиля с конкурентными ценами, это снижает привлекательность рынка в глазах потребителя. "Безусловно, OBI, открывшийся в декабре на Варшавском шосее, потеснит "Каширский двор" и "Каширский двор-2", - приводит пример С. Храмов. - Прежде всего, за счет демократичной ценовой политики и более высокого уровня сервиса. Обороты строительных рынков из-за конкуренции с находящимся поблизости OBI могут сократиться наполовину".
"Что касается магазинов типа МЕТРО, АШАН, РЕАЛ, то здесь ситуация схожая: крупные сети продолжают вытеснять продовольственные рынки как открытые, так и крытые", - считает С. Храмов. Причины все те же: доступные цены при лучшем сервисе". М. Гец замечает, что в вопросе конкуренции разных форм торговли важен не только профиль, но и более тонкая специализация. Тот же "Каширский двор" не вступает в прямую конкуренцию с OBI: его площадь гораздо больше и ориентирован он на строительство, а не на концепцию "сделай сам".
И все-таки они вертятся
С. Храмов считает, что остается определенный процент жителей, которые все равно будут делать покупки на рынках: "Во-первых, потому, что зачастую качество предлагаемых на продовольственных рынках фруктов и овощей значительно лучше по сравнению с тем, что предлагают сетевики, во-вторых, потому, что на некоторые категории товаров (при одинаковом качестве) цены на рынке все же ниже. В-третьих, субботне-воскресные очереди, характерные для больших сетевых магазинов, отталкивают определенную часть покупателей, привыкших делать покупки спокойно: с чувством, с толком, с расстановкой.
"И конечно - добавляет С. Храмов, нужно помнить о том, что около 60% жителей столицы не имеют собственного автомобиля, и им трудно с многочисленными покупками добираться домой на общественном транспорте".
При этом мнение, что столичный потребитель уже перерос рынки, является явным лукавством. К тому же здесь можно душевно и запросто пообщаться с продавцами и другими покупателями, поторговаться, а обилие точек с однотипными товарами создает иллюзию конкурентных цен. Это подтверждают и ведущие эксперты рынка коммерческой недвижимости.
По словам С.Колегова, рынок является конкурентом для ТЦ лишь частично, поскольку существует обширная группа покупателей, которая ориентирована на рыночный тип торговли и уровень цен. Однако часть посетителей неизбежно сделает выбор в пользу ТЦ, поэтому появление современных форматов рядом с рынками уменьшит их посещаемость.
Петр Чернов Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU