Проект планировки производственной зоны «Калошино», подготовленный НИиПИ Генплана г. Москвы, представлен на суд общественности. Опыт реорганизации «Калошина», возможно, станет образцовым для всей столицы.
Когда дело касается промзон, город встает перед дилеммой. С одной стороны, надо поддержать промышленность, помочь предприятиям, повысить уровень производства, что в конечном итоге обеспечит рост налоговых поступлений в городской бюджет.
С другой стороны, как метко высказался префект ВАО Николай Евтихиев, «московская земля — это та нефть, которой у Москвы нет».
Прежде для предприятий земли не жалели. В результате появилось множество старательно огороженных забором пустырей. Коэффициент использования земли в промзонах Москвы крайне низок — на уровне первого этажа. А спрос на производственные площади растет из года в год. Например, на вновь создаваемую промзону «Руднево» в районе Косино-Ухтомский тройной «перебор» заявок.
Правда, если сейчас бесполезные гектары не беспокоят владельцев предприятий, то вскоре излишки могут сделаться обузой. Намечено тесно увязать стоимость земли с ее целевым использованием. Преградой для возможных спекуляций должны стать многократно возрастающие ставки выкупа и аренды в случае перепрофилирования.
Власти видят решение в интенсификации существующих промзон: уплотнении и оптимизации размещения промышленности на имеющихся территориях. Предприятия при этом не должны оставаться в стороне — это принципиальная позиция префектуры ВАО. Без учета мнений компаний, расположенных в промзоне, любой проект планировки будет сырым. Более того, оставаться в стороне невыгодно самим предприятиям. В качестве примера префект Николай Евтихиев привел 55-ю промзону «Перово», где одна из фирм самоустранилась от процесса реорганизации. А впоследствии выяснилось, что заложенный проектировщиками лимит мощностей недостаточен для дальнейшего развития производства. Цена бездействия — необходимость за свой счет самостоятельно тянуть дорогостоящий силовой кабель.
Проводя интенсификацию промзон, город предъявляет к ним целый ряд требований, не относящихся напрямую к развитию промышленности, но необходимых для формирования и поддержания инфраструктуры современного мегаполиса. Речь идет прежде всего о проведении на этих территориях природохранных мероприятий, о защите исторических мест и памятников, развитии транспортной сети. Также следует отметить, что возрастающий дефицит электроэнергии диктует необходимость строительства дополнительных подстанций.
В Москве 55 % валового продукта производят в промзонах. А задача, по словам заместителя директора НИиПИ Генплана Валерия Беккера, производить в пять раз больше на площади в 20 раз меньше, что вполне реально.
В «Калошине», занимающем 507 га на территории четырех районов Восточного административного округа — Преображенского, Богородского, Гольянова и Метрогородка, представлен весь спектр отраслей промышленности: энергетика, пищевая, машиностроение, деревообработка, склады. Плотность работающих — 26 человек на гектар, тогда как мировой показатель — в среднем 100 человек на гектар. Плотность застройки также низка — 4,5. тыс. кв. м на гектар. Под здания и сооружения занято лишь 26 % территории. По мнению головного разработчика проекта планировки «Калошина» Галины Миц, в промзоне можно возвести дополнительно от 90 до 120 тыс. кв. м производственных помещений.
Основной принцип новой планировки территории — привязка к строительству Четвертого транспортного кольца (ЧТК), которое пойдет по внешней стороне окружной железной дороги. Кроме того, промзону намечено разрезать и в радиальном направлении: 2-й Иртышский проезд будет продлен до ЧТК. В итоге на месте тупиковой узкой улочки появится серьезная трасса с выходом на МКАД — фактически дублер Щелковского шоссе. Вдоль нее соорудят линию производственно‑деловых зданий с офисами, складами, заводскими цехами. В результате преобразований площадь застройки возрастет в два с половиной раза, а число работающих увеличится в четыре раза.
Для осуществления столь масштабной программы решено создать управляющую компанию «Промград — Калошино». Она станет одновременно и финансовым пулом, где будут сосредоточиваться деньги на реорганизацию, и площадкой для выработки компромисса между интересами частных собственников и общественных сервитутов. Ожидается, что возглавит ее генеральный директор ОАО «Сантехпром» Павел Зелиско. Задача перед ним стоит непростая: предприятия «вроде рады, что все приватизировали, а теперь надо отдавать». Однако победитель конкурса «Менеджер года—2005» полон решимости создать работоспособную команду, костяк которой составят такие компании, как ОАО «Сантехпром», ОАО «МЭЛ», ЗАО «Метромаш», ЗАО «ЭЗОИС». За 50 лет существования промзоны большая часть инженерной инфраструктуры, коммуникации, здания пришли в негодность и требуют серьезного обновления. По словам Павла Зелиско, «Калошино» ждет второе рождение.
Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU