Столичные власти не заинтересованы в том, чтобы гаражи в многоуровневых стоянках стали по карману московским автовладельцам.
На днях Юрий Лужков в очередной раз заявил о том, что проблему нехватки парковок в Москве решит лишь увеличение числа многоуровневых гаражей-автостоянок. Ранее, в середине августа, мэрия одобрила законопроект «О размещении автотранспортных средств на территории города». Предполагается, что закон, который вступит в силу в 2007 году, будет запрещать размещение автотранспортных средств вне стоянок. Чтобы москвичи смогли выполнять требования этого закона, мэрия планирует обеспечить к 2007 году каждого второго, а к 2010 – каждого московского автолюбителя собственной стоянкой для автомобиля – в основном за счет строительства многоуровневых автостоянок.
Однако, выступив с правильной инициативой, мэрия не контролирует ее исполнение: боксы в строящихся многоэтажных гаражах слишком дороги, большинству московских автолюбителей недоступны. В результате на бумаге число автостоянок в Москве растет, а на деле московские дворы и улицы все так же сильно перегружены припаркованными автомобилями. По мнению экспертов, для того, чтобы реализовать на деле инициативу мэрии, нужно реформировать правила игры на столичном рынке недвижимости. Однако сомнительно, что нынешняя московская власть будет это делать.
По данным правительства Москвы, на сегодняшний день жители столицы обеспечены стоянками для машин лишь на 40%. Но и сам мэр и другие городские чиновники уже не раз заявляли о том, что сделают все для обеспечения потребности московских автовладельцев в гаражах. «Одноэтажные гаражи в Москве должны быть постепенно ликвидированы», – заявил недавно мэр столицы Юрий Лужков на заседании Общественного градостроительного совета. По его словам, место нынешних «ракушек» должны занять современные многоуровневые паркинги. Как отметил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, только под гаражи и парковки до конца 2003 года будет определено 1300 участков земли. «В ближайшее время в Москве планируется начать строить новые гаражи-стоянки на 70 тыс. машиномест ежегодно, а с 2005 года – на 290 тыс. машиномест в год», – поделился планами г-н Кузьмин на заседании московского Общественного градостроительного совета. Поскольку строящихся подземных парковок в новых зданиях мало даже для жителей этих домов, в мэрии говорят, что единственным способом решить проблему является строительство многоуровневых автостоянок. «Надземные многоуровневые автостоянки будут возводиться над некоторыми московскими магистралями, над участками железнодорожного полотна и станциями метрополитена неглубокого заложения», – сообщил главный архитектор столицы.
Но из-за того, что реализацией проектов по их строительству занимаются привлеченные городом частные инвесторы, места в многоуровневых автостоянках очень дороги. Утепленные гаражные коробки с персональными коммуникациями, шумоизоляцией и т.д. в таких стоянках стоят 9000 тыс. долларов за место. Менее оборудованные «холодные» боксы – 3–5 тыс. долларов. Столь высокие цены отпугивают автовладельцев. Поэтому фактически парковочных мест в столице становится все больше (по словам вице-мэра Владимира Ресина – только в 2002 году в Москве было построено новых гаражей-стоянок почти на 70 тыс. машиномест), однако автомобилей, припаркованных во дворах и на улицах, меньше не становится.
Причина этого – непоследовательность политики правительства Москвы в строительстве автостоянок. По сути, на словах заботясь о горожанах, мэрия Москвы «покупает билет до середины пути», на практике почти не оставляя шансов большинству автолюбителей стать обладателями собственных парковочных мест. «Стоимость боксов в многоуровневых гаражах сильно завышена, как и стоимость всей московской недвижимости (цены на московском рынке недвижимости сегодня не соответствует уровню доходов населения). Причина этого в том, что принцип распределения участков под любое строительство в Москве сегодня в корне неверен», – сказал RBC daily Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). По его словам, сегодня «серые» накрутки неизбежно происходят на стадии покупки земли, а сам рынок контролируют несколько крупных застройщиков. «Хотя в городе при распределении участков под строительство действует механизм торгов, параллельно этим торгам участки выделяются вне всякого конкурса», – отмечает Дмитрий Янин. По мнению депутата Госдумы и председателя Движения автомобилистов России (ДАР) Виктора Похмелкина, компромиссным вариантом могла бы стать сдача боксов в аренду. «Эти гаражи только продаются. Выходом была бы аренда гаражей за доступные деньги. Кроме того, стоит дифференцировать стоимость аренды боксов по принципу их комфорта и месторасположения», – отмечает Виктор Похмелкин.
Кардинально же решить проблему дороговизны гаражей-стоянок поможет реформа столичного рынка недвижимости. «Для того, чтобы цены на боксы в многоуровневых стоянках стали доступными, нужно реформировать весь рынок недвижимости. Например, было бы разумно, чтобы земля выставлялась на реальные торги. Кто предложит большую цену, тот и выиграет, без всяких исключений. Чем прозрачнее будет механизм приобретения земли под строительство многоуровневых стоянок, тем дешевле будут гаражи», – сообщил RBC daily Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Однако, по словам экспертов, при нынешнем составе правительства Москвы прозрачным механизм покупки земли так и не станет. «Московские чиновники ни в коем случае не хотят поступиться своими «серыми» доходами. В правительстве города процветает коррупция. Чиновники получают от инвесторов большие откаты, а то, сколько в итоге будут стоить гаражи в многоуровневых стоянках для москвичей, их не волнует», – сказал RBC daily г-н Похмелкин.
Андрей Сердечнов РБК
Статья о недвижимости получена: IRN.RU