Москвичи потеряли интерес к правительственной программе "Народный гараж". Как рассказали в горячей линии "Народный гараж", если полгода назад количество звонков достигало тысячи в день, то сегодня едва набирается сотня. Неугомонные граждане продолжают отстаивать допотопные "ракушки" и сегодня суды завалены делами о незаконном сносе тентовых конструкций.
Напомним, в основу программы "Народный гараж" заложено строительство многоэтажных гаражей-стоянок за счет средств города с привлечением средств жителей. Возведение цивилизованных паркингов планировалось как альтернатива "ракушкам" – металлическим пеналам, которыми заставлены московские дворы.
Планировалось, что уже в 2007 году три таких паркинга построят в Центральном, Северо-Западном и Юго-Западном округах. После ввода в эксплуатацию права собственности на машино-место оформляются каждому из участников программы. Всего же в столице определен перечень из 70 участков, отведенных под строительство многоэтажных гаражей-стоянок, по 17 из которых уже разработаны акты разрешенного использования территории градостроительного объекта для осуществления строительства.
Чиновники крайне агрессивно настроены против частных гаражей, нестройными рядами основавшихся на магистралях, коммуникациях и дворовых площадках. "Ракушки городу не нужны, - комментирует начальник управления гаражного строительства департамента градостроительной политики и развития г. Москвы Юрий Припаньковский. – Это крайне неэффективное использование земли".
В мэрии сетуют на то, что автопарк города, находящийся в личном пользовании москвичей, уже превысил отметку 2,5 млн. единиц, и ежегодно это число увеличивается в среднем на 200 тыс. автомобилей. Пропорционально этому росту, как грибы после дождя, в московских дворах вырастают и "ракушки", которых, по данным мэрии, в настоящее время в административных округах насчитывается около 350 тысяч. Часть из них установлена без соответствующих разрешений органов исполнительной власти. Напомним, договор аренды с управами москвичами до недавнего времени оформлялся на три года, после чего подлежал пролонгации. Сейчас проводить пролонгацию управы отказались. Каждая управа в настоящее время проводит встречи с населением и обсуждает с ним детали программы "Народный гараж". Изначально было заявлено, что против народной воли застройка жилых кварталов проводиться не будет.
Однако, "Народный гараж" с самого начала не понравился жителям Москвы. Сама идея коллективных паркингов, может быть, и не самая плохая, но цена! Как сообщили в горячей линии "Народный гараж", примерная стоимость машиноместа площадью 32 кв. метра будет составлять 7. 5 – 8 тыс. у.е. Копить на такой гараж даже с московской зарплатой (1-1, 5 тыс. у.е.) придется пару лет. Несмотря на то, что районные управы еще не успели обсудить принципиальные положения по проектам, тотальный снос народных "ракушек" уже пошел по стране. Это спровоцировало многочисленные протесты, жалобы и митинги, активнее всех начало действовать небезызвестное своими социальными акциями общественное движение "Свобода выбора".
По словам общественников, районные управы незаконно сносят легкие гаражи, привлекая для этого дешевую рабочую силу – нелегальных мигрантов. Вместо уничтоженных "ракушек" владельцам выплачивается символическая компенсация, не покрывающая и части стоимости мест в многоуровневых гаражах. "Главная проблема в том, что нам не дают альтернативы, - комментирует лидер общественного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. – Пусть дадут территорию за адекватные деньги! Нам предлагают "арбузятники" - площадки, посыпанные щебнем и огороженные сеткой за баснословные деньги."
Власти и не скрывают, что примерно так все и происходит. По словам Ю.Припаньковского, никаких отношений с общественными организациями они не поддерживают. Всем занимаются управы, которые контактируют напрямую с жителями. "Если жители будут «за» – будем строить, будут «против»- не будем строить", - говорит он . – Название "народный" означает, что он будет дешевле коммерческого гаража на 30-40% и будет продаваться по себестоимости. А так – он может быть и дорогим, и дешевым".
Но правозащитники не намерены сдаваться без боя. По словам Лысакова, сейчас "Свобода выбора" готовит иски по защите конкретных людей. Кроме того, группа собирается объединиться с другими социально пострадавшими – «бутовцами» и «дольщиками».
Самое интересное, что программа "Народный гараж" в это время близка к провалу. Дело не только в том, что народ не готов платить по $8 тыс. за стоянку возле дома. Со временем выяснилось, что строительство "народных гаражей" не везде возможно по техническим требованиям. Например, как рассказали в управе района "Арбат", согласно первоначальному плану, под гараж планировалось задействовать три участка. "По одному участку жители категорически против, - рассказывает специалист управы Любовь Кузнецова. – По двум другим Москомприроды выдала отрицательное заключение (план предусматривал застройку зеленого массива с многолетними деревьями), поэтому на Арбате застройка производиться не будет".
Аналогичная ситуация наблюдается и на окраинах, где, казалось бы, места больше. Как рассказали в управе Новокосино, изначально речь шла о двух участках под "народные гаражи" на территории района. Сейчас стало ясно, что застройка не представляется возможной. После экспертизы стало ясно, что внутриквартальная застройка не выдерживает требований по инженерным коммуникациям и инсоляции (световому режиму). Поэтому сейчас в Новокосино пытаются реализовать программу "Народный гараж" через плоскостные стоянки. "Идею люди поддерживали, - говорят в управе. – Но изначально говорили, что все будет по доступным ценам около 3 тыс. у.е., а в связи с ростом цен в строительстве все это вылилось в совершенно непомерную сумму". В это же время в управе подтвердили, что снос ракушек продолжается: "Но мы стараемся все делать в рамках закона".
Понятно, что обеспечить все 2.5 миллиона автомобилей в мегаполисе гаражами невозможно. А поэтому спрос на гаражи всегда будет превышать предложение, а, соответственно, цены на них будут расти. А поэтому возможность взамен снесенной «ракушки» получить гараж по себестоимости – на самом деле предложение очень хорошее. Да и внешний вид наших московских дворов не будут портить безобразные по своей архитектуре «ракушки».
Елена Костякова autonews.ru
Статья о недвижимости получена: IRN.RU