НА МЕСТЕ мэрии в 2007 г. появится площадь, в 2,5 раза превышающая Красную. Но речь идет не о том, что здание на Тверской, 13, сровняют с землей. (Хотя, наверное, найдутся люди, которым это придется по душе.)
Речь идет об изменениях в проекте Сити, касающихся правительственного квартала. Будущие здания мэрии и Гордумы вырастут не на том участке, который был первоначально обозначен в условиях международного конкурса на их архитектурно-градостроительное решение.
Здания задвинут вглубь Сити, вместе с 650-метровой башней «Россия».
Это позволит «размазать» небоскребы по поверхности делового центра, удалить их друг от друга на почтительное расстояние и избежать таким образом «эффекта Манхэттена». Последний, по мнению городских властей, стал бы преследовать приезжающих в Сити, заставляя испытывать ощущения попавших на дно колодца людей.
Метров больше — денег меньше
ТАКИМ образом, о Сити снова заговорили. Но общественность взбудоражил не тот факт, что новые изменения в проекте свели на нет международный конкурс. (Его условием, напомню, была обязательная сочетаемость с тем, что в Сити уже сделано: здания должны гармонировать с «Башней 2000», пешеходным мостом, красиво смотреться в перспективе с гостиницей «Украина» и подчеркивать красоту самого главного объекта делового центра — Москвы-реки.)
Стало понятно, что в 2007 г. яму спрячут под небоскребами. Это, если хотите, станет главной стройкой следующего мэрского срока. Но говорят, что новый центр понизит доходность старого: упадут сборы от сдачи в аренду офисных площадей в других районах Москвы, потому что на рынок обрушится 1 млн. новых м2. Судите сами.
На сегодняшний день офисов такого же класса, что будут в Сити, порядка 400 тыс. м2. Строительство в ближайшие годы добавит еще 500 тыс. м2. Получается, Сити удвоит площади и, по предварительным прогнозам, понизит арендные платежи «старых» офисов минимум на 20%.
Зарубежный опыт, между тем, показывает, что центр любой столицы всегда в цене. Когда район доков в Лондоне сросся с Canary Worf, который позиционировали так же, как Манхэттен, арендные ставки в центре на какое-то время упали. Но потом снова выросли до 30%.
Получается, опасаться стоит не того, что центр Москвы подешевеет, а того, что срок окупаемости нового делового центра возрастет. Ведь правительственный квартал и инфраструктура Сити будут создаваться на бюджетные деньги.
Борьба с пробками
ХУЖЕ медленной окупаемости могут быть только пробки. В Сити же их не может не быть: предполагается, что интенсивность движения в деловой центр в 2 раза превысит существующую на Садовом кольце в часы пик.
Варианты решения «пробковой» проблемы есть — городской транспорт в виде автобусов и маршруток будет дополнен мини-метро и скоростной дорогой. Мини-метро уже строится: от Киевского вокзала линия пойдет до Большой Дорогомиловской и Кутузовского проспекта, пересечет Москву-реку и войдет в зону Сити, где будут две станции для пересадки.
Но здания построят к 2007 г., а новые линии, по самым оптимистичным прогнозам, — к 2010 г. И если служащие смогут, застревая в пробках, все же добраться в Сити, то за развлечениями (в аквапарк или мультиплекс) без метро торопиться вряд ли станут. Чтобы принимать 10,5 — 13,5 тыс. автомобилей в час со стороны набережной, со стороны Кутузовского и со стороны Нового Арбата, нужно построить новые дороги, эстакады и развязки.
Казалось бы, что может быть проще? Но существующая транспортная загрузка дает недвусмысленно понять: резервы незначительны, а на некоторых направлениях и вовсе отсутствуют. Северный дублер Кутузовского проспекта вдоль Смоленской ж/д до ул. Барклая разгрузит Рублевское шоссе и подъезды к нему из области.
Еще неплохо бы построить мост через Москву-реку: он стал бы принимать транспорт с набережной и 1-го Красногвардейского проезда, а заодно и… вертолеты, прилетающие в Сити. (Напомню, что зданиям мэрии и Гордумы по проекту положена вертолетная площадка.) Этот радостный миг могут приблизить деньги, но с финансированием большие трудности. Пока?!
Екатерина Бычкова Аргументы и факты
Статья о недвижимости получена: IRN.RU