Сотрудничество ОАО РЖД и московского правительства в области девелопмента принесло первые плоды. Как стало известно Ъ, железнодорожникам и чиновникам удалось договориться по четырем пилотным проектам, предполагающим застройку принадлежащих РЖД земель. Структуры ОАО станут основным инвестором и управляющим, однако шансы поучаствовать в проектах есть и у московских девелоперов. Правда, только в случае победы на конкурсах, которые обещает проводить РЖД.
О том, что по четырем участкам, находящихся в ведении ОАО РЖД, уже разработана вся необходимая документация и определены точные параметры застройки, Ъ рассказали в стройкомплексе Москвы.
На этих участках планируется построить более 158 тыс. кв. м недвижимости различного назначения (см. справку). "Наши отношения нацелены на решение как градостроительных задач, так и на удовлетворение отраслевых потребностей самого РЖД",-- заявил Ъ первый заместитель руководителя департамента градостроительства города Москвы Константин Королевский. По его словам, при реализации проектов инвестор должен будет учитывать интересы города. Например, заниматься комплексной реконструкцией территорий, а также строительством значимых для столичных властей объектов.
Сотрудничество между правительством Москвы и РЖД началось летом, когда был создан координационный совет по проблемам градостроительного развития в городе территорий Московского железнодорожного узла, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним земельных участков. Определены первые площадки, по которым уже проведен сбор информации для проектирования (12 участков общей площадью около 211,7 га), а также предусмотрена разработка документации (16 участков, 450,6 га). Кроме того, было объявлено о планах по закрытию и перепрофилированию грузовых дворов столичных вокзалов. В частности, Рижского, Смоленского, Киевского, Ярославского (всего это около 92,5 га.)
"Мы планируем завершить предпроектную подготовку, в том числе оформление земельно-правовых отношений по территориям грузовых дворов до конца текущего года",-- обещает вице-президент ОАО РЖД Олег Тони. Основной инвестор и управляющий этими проектами -- дочерняя структура РЖД ЗАО "Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий", однако к их реализации также будут привлечены сторонние инвесторы. "Они, как и другие участники проектов, будут выбираться на конкурсной основе",-- отметил господин Тони.
"Для застройщиков эти предложения априори интересны, так как не хватает площадок, а сотрудничество с РЖД даст гарантированный объем работ",-- радуется гендиректор "Оргстройинвеста" Светлана Третьякова. Как и Министерство обороны, объекты РЖД занимают в столице огромные территории: по оценкам экспертов, около 4 тыс. га. Однако о реальных планах по освоению железнодорожных земель пока заявляла только компания Mirax Group (проект строительства около 1 млн. кв. м над объектами железнодорожной инфраструктуры по Киевскому направлению от третьего транспортного кольца до Минской улицы).
Президент ЗАО "Кузнецкий мост девелопмент" Борис Шемякин (компания строит на территории завода "Серп и молот" комплекс площадью более 370 тыс. кв. м, недалеко от одной из площадок РЖД) объясняет осторожность девелоперов тем, что "большинство площадок РЖД настолько же интересны, насколько сложны к освоению". По его словам, пока предложения по сотрудничеству от РЖД не поступали. "Если нам будет сделано предложение по взаимовыгодному сотрудничеству, мы, безусловно, его рассмотрим",-- заверил господин Шемякин. Член правления Mirax Group Дмитрий Луценко полагает, что для девелоперов соинвестирование -- не самый интересный вариант сотрудничества. "Компании будут особенно активно бороться за участки, если они смогут выкупать права на застройку, компенсировав РЖД все затраты за разработанную документацию",-- прогнозирует господин Луценко.
Маргарита Федорова, Халиль Аминов Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU