Первый квартал текущего года показал спад интереса инвесторов к торговой недвижимости как в европейских странах, так и в России. По данным консалтинговой компании Jones Lang LaSalle (JLL), общий объем инвестиций в торговые центры континентальной Европы составил 3,1 млрд евро против 5,8 млрд в первом квартале прошлого года. Инвестиции в Россию в первом квартале составили 238 млн евро вместо 500 млн за аналогичный период 2006 года.
"В нашей стране торговая недвижимость была наиболее подготовленным сегментом для привлечения иностранных инвестиций. Cегодня происходит перераспределение средств по другим секторам рынка", - рассуждает вице-президент по стратегическому развитию компании Blackwood Михаил Гец.
Однако в самой JLL не расценивают снижение инвестиций в европейскую и российскую торговую недвижимость как сложившуюся тенденцию. По мнению директора отдела по привлечению инвестиций в торговую недвижимость Европы Ричарда Блоксама, ситуация вызвана тем, что в четвертом квартале прошлого года данный сектор привлек рекордное количество инвестиций - более 10 млрд евро. Блоксам уверен, что к концу года ситуация исправится и объем инвестиций выйдет на прошлогодний уровень.
Впрочем, Россия все равно строит много торговых площадей: по данным JLL, она на втором месте после Германии, где за первый квартал было вложено в ритейл около 1,7 млрд евро. За Россией следуют Франция - 230 млн евро и Бельгия - 162 млн евро. Однако Ричард Блоксам замечает, что в пятерку лидеров может войти Турция: инвестиции в ритейл этой страны за первые три месяца текущего года составили 100 млн евро. При этом темпы роста в Турции в ближайшее время будут выше российских. Всего, по данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield, в течение 2007-2008 годов в Европе планируется открытие 17 млн кв. м торговых площадей. При этом их прирост в Турции составит 1,65 млн кв. м, тогда как в России всего 1,07 млн.
Михаил Гец объясняет ситуацию тем, что западные инвесторы вышли на турецкий рынок гораздо раньше, чем на российский. Что подтверждают и данные Cushman & Wakefield, согласно которым в Турции на тысячу жителей приходится уже 37,2 кв. м торговых площадей, в России - 22,1 кв. м., в среднем по Евросоюзу - 176,4 кв. м. Так что у российского ритейла все еще впереди. "Сегодня строительство торговой недвижимости в Турции уже на пике, тогда как в нашей стране он придется на 2008-2010 годы", - считает Михаил Гец.
Денис Тыкулов Газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU