Развитие высоких технологий привело к тому, что все больше руководителей предпочитают устанавливать свободный график для сотрудников, которые в офисе появляются лишь в условленные дни. «Удаленный» сотрудник позволяет боссу существенно экономить на аренде офисных площадей и снижать себестоимость продукции.
В фильме «Служебный роман» есть забавный персонаж – Шурочка, бессменная общественница, давно забывшая, в каком, собственно, отделе и на какой должности она числится. Умение не опаздывать на службу ни на минуту в СССР всегда считалось чуть ли не основным признаком хорошего работника.
Времена изменились.
Теперь большинство работодателей требуют от сотрудников хороших результатов, а не имитации бурной деятельности.
Подходящих площадей мало
Практически во всех крупных российских городах рынок коммерческой недвижимости активно развивается, возводятся офисные здания, бизнес-центры, годовая цена аренды квадратного метра в них быстро растет. Сегодня больше востребованы современные офисы западного образца, а их до начала 2000 годов почти не строили.
Одной из самых болезненных проблем для бизнеса, особенно малого и среднего, является нехватка помещений. Для строительства офисов демократичного класса С попросту в столице просто не хватает места. Правительство Москвы крайне болезненно относится к возрастанию числа офисов в исторической части города, о чем недавно заявил префект Центрального округа Сергей Байдаков. Современные доступные бизнес-центры все больше стремятся за МКАД, но не все компании приветствуют эту тенденцию. В этом случае фирма может потерять сотрудников, которые попросту не смогут тратить на дорогу в один конец по три часа.
В итоге, в последние годы рост стоимости арендных ставок на офисные площади в Москве составлял 15--20% в год. По мнению специалистов, рынок аренды несколько стабилизируется лишь к 2010 году.
Цена арендной ставки $/1 кв. м.
Город | Класс А | Класс В | Класс С - D |
---|---|---|---|
Москва | 550 - 1200 | 350 – 750 | От 100 |
Санкт-Петербург | 550 – 750 | 250 – 550 | 210 - 310 |
Нижний Новгород | 425 | 230 | 110 |
Казань | 425 | 350 | 220 |
Самара | 480 | 335 | 235 |
Тольятти | до 650 | 150 – 220 | 100 - 450 |
Ростов-на-Дону | 630 | 400 | 280 |
Краснодар | 360 | 240 | |
Екатеринбург | 780 | 500 | 300 |
Челябинск | 600 | 350 | 180 |
Пермь | 430 | 260 | |
Источник: IRN.RU с использованием данных справочника «Коммерческая недвижимость России» 2006-2007 г. |
Оптимизируем расходы
Каждый сотрудник занимает в среднем 4 – 10 кв. м. офисной площади. Представим компанию, в которой трудятся 40 человек. Для них необходимо помещение 160 – 400 кв. м.
Соответственно, чтобы в столице снять подобное помещение в 160 кв. м. в классе А придется заплатить от $88 тыс. до $192 тыс. в год, в 440 кв.м от $220 тыс. до $480 тыс. В классе В соответственно от $56. тыс до $120 тыс. и от $140 тыс. до $300 тыс.
Неудивительно, что при таких ценах на аренду многие руководители стремятся экономить на офисе. Кто-то снимает помещение более низкого уровня, а кто-то переводит часть сотрудников на домашний режим, оплатив им безлимитный тариф мобильных и выдав ноутбуки. Впрочем, следует учесть, что в любом случае расходы фирмы на сотрудника не ограничиваются только стоимостью оплачиваемых «квадратов». Посчитаем, насколько выгоднее «удаленный» сотрудник дешевле «офисного».
Примерные расходы на сотрудника
Офисный сотрудник | Надомник |
---|---|
Аренда 10 кв. м – до 12000 $ в год (Москва) (С НДС и коммунальными платежами) | Связь (безлимитный тариф) – 3000 руб. в месяц |
Обустройство рабочего места (покупка мебели, компьютера, канцтоваров) до 12000 руб. | Выделенная линия Интернета – 700 руб. в месяц |
Бытовые расходы (уборка помещения, мыло, чай, кофе и пр.) в год около 19 200 | Ноутбук или компьютер (один на два – три года) – до 40 000 руб. |
Всего: 343200 руб. в год (около $ 13 тыс.) | Всего 64400 руб. в год (около $2576) (стоимость ноутбука разнесена на два года ) |
Источник: IRN.RU |
Итак, перейдя на домашний режим, каждый сотрудник столичного офиса может сэкономить организации до 278 800 руб. ($ 10 700) в год!
Чтобы не обидеть художника
Как рассказала нам генеральный директор кадрового агентства «Афина» Валентина Тушева, компании устанавливают свободный график не только из-за соображений экономии. Творческие, креативные люди ценные работники для компаний часто работают по ночам, с трудом вписываются в офисную жизнь, их просто необходимо выпустить «на волю, в пампасы», иначе они перестанут быть поставщиками свежих идей и оригинальных решений. В свободном графике существуют также студенты, молодые мамы и люди со слабым здоровьем.
Часто на дому трудятся переводчики, дизайнеры, специалисты по рекламе, журналисты, вообще все, кому не требуется специальное дорогостоящее оборудование. Впрочем, не совсем на дому: большинство фирм устанавливают для них один-два присутственных дня в неделю, требует «явки» на планерки и совещания. Выполнять же задания можно и дома – лишь бы сдавали все в срок. Так что работа на дому – не значит «расслабуха».
Кроме того, правовой статус «надомника» ничем не отличается от статуса офисного работника. Как нам подтвердили руководители кадровых агентств, он также обязан работать 40 часов в неделю, получает оклад, уходит в отпуск.
И перед клиентом не стыдно
Впрочем, решаясь совершить «офисную революцию», нужно хорошо подумать, насколько такая форма занятости сотрудников подходит именно для вашей фирмы. Конечно, если у вас обслуживаются клиенты, на офисе лучше не экономить. А менеджерам по работе с клиентами или секретарям лучше на работу не опаздывать. Ничто так не портит первое впечатление о фирме, как необходимость стоять в рабочее время перед закрытой дверью.
Но и здесь «виртуальная революция» берет свое: фирма снимает небольшое, но симпатичное помещение в бизнесцентре, чтобы не ударить лицом в грязь перед клиентурой, а «рабочие лошадки» все находятся в полях. То есть на рабочем месте, у себя дома.
Надежда Семеновская IRN.RU
Статья о недвижимости получена: IRN.RU