В начале марта правительство Москвы одобрило концепцию освоения подземного пространства города, разработанную департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции. К 2010 году планируется построить от 2 до 3 миллионов квадратных метров подземных многофункциональных комплексов.
Москва пока уступает мировым столицам в масштабах освоения подземного пространства - доля подобных сооружений в общей площади новых объектов не превышает 8%. В западных странах этот уровень составляет 20-25%. Впрочем, с принятием столичным правительством программы освоения подземного пространства на 2008-2010 гг.
ситуация должна измениться. Доля подземных сооружений в общем объеме застройки может к 2010 году составлять до 15%. Под землей можно размещать до 70% всех гаражей, 80% складских помещений и 30% объектов сферы услуг, уверен Константин Королевский, ответственный за разработку программы.
Предусмотрено создание крупных многофункциональных комплексов под Крымским Валом и Новым Арбатом, проспектом Академика Сахарова и Золотым Островом, а также под ВВЦ. Особое внимание уделяется московским площадям - Воскресенской, Старой, Тургеневской, Сухаревской, Павелецкой, Яузских Ворот, Триумфальной. Все они обзаведутся подземельями. Будут освоены подземные пространства рядом со станциями метро "Сокол", "Петровско-Разумовская", "Рижская", "ВДНХ", "Шоссе Энтузиастов", "Текстильщики", "Варшавская", "Нагатинская" и "Сокольники", а также у железнодорожных станций в черте мегаполиса - Москворечье, Кунцево, Тестовская. Одним из ключевых пунктов программы является строительство паркингов под отелями.
С принятием программы московского правительства в строительстве подземелий появится системный подход. Так, проект освоения подземного пространства под Пушкинской площадью привязан к реконструкции "Большой Ленинградки" (Тверской улицы, Ленинградского проспекта и одноименного шоссе).
Подземное строительство имеет огромное значение для нормального функционирования городской среды. По мнению специалистов, без прокладки новых подземных дорог нас ожидает транспортный коллапс - ведь эстакады в городе недопустимы. Кроме того, развитие подземного транспортного строительства позволит сохранить ценные городские ландшафты и целые природные комплексы. Яркий пример - Лефортовский тоннель, строительство которого сохранило Москве дворцовый парк. А Серебряноборский тоннель, объединяющий в себе автостраду и линию метро, сбережет уникальный сосновый лес.
В концепцию заложены мероприятия по стимулированию освоения подземного пространства для инвесторов. Только за счет бюджета, без привлечения частного капитала столь масштабные планы не осуществить.
Илья Стулов Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU