Людей и машин в российской столице стало так много, что единственная возможность здесь по-прежнему жить с комфортом - все глубже зарываться в землю. Причем не только тоннелями и подземными паркингами, строящимися до сих пор в Москве от случая к случаю, и торговыми комплексами в виде исключения - вроде "Охотного ряда" на Манежной площади.
Как показал анализ зарубежного опыта, результаты которого озвучил вчера на заседании столичного правительства первый зам. руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский, до 70 процентов общего объема гаражей вполне могут разместиться именно под землей. Найдется там место и примерно 80 процентам складов, 50 процентам - архивов и хранилищ, примерно 30 процентам предприятий сферы обслуживания.
Пока же, увы, лишь 8 процентов из ежегодно вводимых новых объектов имеют подземную эксплуатируемую часть. А для того чтобы город мог устойчиво развиваться, на долю подземных сооружений должно приходиться как минимум процентов 20-25 от вводимых в городе площадей.
Спектр их, как показывает все тот же зарубежный опыт, может быть еще более широким. Например, в Париже коммерческий центр "Форум де Аль" посещает 41 миллион человек в год не только из-за магазинов, расположенных там, но и благодаря 23 имеющимся кинозалам и самому посещаемому в городе бассейну. Ну а тот же Монреаль без подземной части просто представить невозможно.
Принципиальная же новизна вынесенной вчера на обсуждение членов правительства концепции - комплексное освоение подземного пространства столицы, которым власти намерены заняться уже в ближайшее время, - 2008-2010 годы. Результатом его должно стать введение в строй вместо нынешних 600-700 тысяч квадратных метров подземных сооружений как минимум 1,8 миллиона квадратных метров в год. По максимуму же эта цифра может вырасти даже до 3 миллионов квадратных метров в год.
Как подчеркнул Юрий Лужков, актуальнее всего эта проблема стоит перед центром столицы. Дело в том, что, по его глубокому убеждению, Москва не может пойти по пути Токио и обрасти эстакадами, потеряв при этом свою красоту и исторический облик. Если же не делать ничего, то она просто задохнется в пробках. Поэтому, как сообщил Королевский, решено начать эту работу все-таки с усиленного сооружения паркингов, которые позволят хотя бы убрать машины с проезжей части. В частности, уже с будущего года начнется строительство подземных гаражей под улицей Тверская, на участке прямо от Манежной площади до Камергерского переулка, а также под Пушкинской и Триумфальной площадями.
Назвал Королевский и другие адреса первоочередных проектов многофункциональных подземных комплексов. Их предполагается разместить, в частности, на Крымском Валу, Новом Арбате, Павелецкой, Сухаревской площадях, площади Тверской заставы и даже под Старой площадью, а также между гостиницами "Метрополь" и "Москва", по проспекту Сахарова и в районе Водоотводного канала.
"Я слушаю эти планы с огромным напряжением, - признался депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. - Видимо, сделали свое дело встречи с жителями, фундаменты домов которых и прежде-то не раз страдали по вине строителей. И в то же время понимаю: деваться нам некуда. Под землю надо идти. Но как бы сделать так, чтобы этот путь был решением существующих в городе проблем, а не привел к созданию новых"...
Вопрос безопасности подземного строительства волнует многих. Вот и мэр сразу заявил категорично: "Мы не имеем права на ошибку", акцентировав внимание на вопросах безопасности как строительства, так и эксплуатации существующих и будущих подземных сооружений. Далее слово взял директор института Геоэкогологии РАН Виктор Осипов. Напомнив, что у геооснования российской столицы действительно есть ряд особенностей, с которыми нельзя не считаться, он сообщил, что ученые делят всю территорию города на три типа. Первый - это участки благоприятные для строительства подземных сооружений, где их можно строить без особых затрат. Второй тип - тоже благоприятные участки, но строить на них можно с соблюдением условий - конкретных в каждом отдельном случае, что обойдется уже дороже. И третий тип - неблагоприятные зоны, для освоения которых нужны очень большие деньги, да и они могут иногда не спасти.
Полной ясности, где какая территория, у ученых пока нет, поэтому пока строительство возможно лишь на изученных территориях. Но институт геоэкологии по поручению правительства Москвы уже работает над картой города, на которую будет нанесена полная характеристика всей геоподосновы столицы.
Справка "РГ"
Подземные многофункциональные комплексы будут также построены:
- на Яузской площади, в зоне станций метро "Сокол", "Петровско-Разумовская", "Рижская", "ВДНХ", "Шоссе энтузиастов", "Текстильщики", "Варшавская", "Нагатинская" и в других местах столицы.
Любовь Пятилетова Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU