Участки вдоль Петергофской «першпективы» начали раздавать вельможам еще при Петре Первом. Основное внимание, конечно, было сосредоточено на Петергофе, но и в Стрельне в 1716-1721 годах тоже разбивали парки, интенсивно велось строительство дворца, а также приморских дач светлейших особ. По воспоминаниям иностранцев, в скором времени эта дорога начала напоминать проезд из Парижа в Версаль.
И хотя Стрельне так и не удалось стать парадной резиденцией императорского двора (здесь лишь на несколько часов останавливались по пути в Петергоф), отдыхать тут было замечательно.
Здесь были построены особняки царевен Екатерины Иоанновны и Прасковьи Иоанновны, сподвижников Петра - князя А. Меншикова, А. Кикина, У. Синявина, лейб-медика Л. Блюментроста и других представителей высшего общества. Строители первых загородных домов и мыз удачно использовали необычный рельеф побережья: на высокой береговой террасе, резко обрывающейся в сторону залива, возводились дворцы (каменные или деревянные), а болотистая местность между обрывом и заливом осушалась, и на ней закладывались парки в регулярном стиле и плодовые сады. Из приморских усадеб первой четверти XVIII века сохранились до наших дней лишь принадлежавшие царю в Петергофе и Стрельне и князю Меншикову в Ораниенбауме. Остальные с течением времени переходили от одного владельца к другому, меняли свои границы, дворцы перестраивались или уничтожались. Так исчезли дворец Екатерины Иоанновны и мыза Кикина рядом с петровской резиденцией, с восточной стороны.
На участке А. Меншикова был построен дворец, носивший название «Фаворит». Но когда князь оказался в опале, его дача поступила в ведение казны. Содержалась она плохо, постепенно разрушалась, а в 1763 году, как свидетельствуют документы, «от сильного ветра в состоящем на Фаворитской даче доме в средних покоях над залом крыша и потолки провалились, брусья переломало, стены развалились, и в середину крыша и потолок провалились, а починкою никак исправить не можно». После этого было дано распоряжение разобрать дворец.
При Екатерине Великой вдоль Петергофской дороги возник ряд роскошных загородных дворцовых построек, близ которых разбивались регулярные парки с богатым скульптурным украшением, зелеными лабиринтами, летними театрами. «Вас поражают удивлением, - писал англичанин Вильмот, - великолепные дворцы, возвышающиеся по обеим сторонам дороги, окруженные рощами и украшенные роскошными цветниками и лужками. Широкая, отличная дорога кишит всякого рода экипажами, запряженными то четверкою в ряд, то с двумя лошадьми на вылет». В Стрельне в это время появились богатые дачи Мусина-Пушкина, графини Строганова и гетмана Украины Кирилла Разумовского. Однако рост Стрельны искусственно сдерживался, поскольку участки под застройку здесь выделялись по личному распоряжению царя.
В тридцатые годы XIX века несколько приморских дач купил Николай I. Впоследствии здесь раскинулись дворцы и парки великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича. Необычайной роскошью славилась дача графа Орлова в центре Стрельны; очень красив был дворец А. Д. Львова, состоящий из двух корпусов, соединенных между собой широкой крытой галереей. Однако демократическое освоение этой территории началось лишь с 1857 года, когда была построена Петергофская железная дорога.
К тому времени многие петербуржцы уже почувствовали вкус к загородному отдыху и каждое лето стремились с семьей выехать из душного и пыльного Петербурга на дачу, на лоно природы. К концу века это стремление превратилось в своеобразную дачеманию (современники называли летний процесс перемещения за город «великим дачным переселением»). Как правило, дачу не покупали, а снимали, и делали это преимущественно представители средних слоев населения, то есть люди, не имеющие родового поместья, но достаточно обеспеченные. Чтобы оценить уровень цен, приведем несколько цифр. Так, в начале ХХ века дача на все лето обходилась от 200 до 500 рублей, цены на дорогие дачи доходили до 800-1000 рублей, а самые дешевые комнаты стоили 15 рублей. При этом средний заработок чиновников и служащих составлял около 100 рублей в месяц, врача или адвоката - 500 рублей, а рабочего - 30-40 рублей. То есть доходы вполне позволяли снять дачу или комнату.
В Стрельну дачники ездили с большим удовольствием, благо поселок располагался недалеко от города и Финский залив рядом. Архитектор Н. Л. Бенуа построил вокзал, а южнее железной дороги на пустырях велась дачная застройка. В летнее время Стрельна буквально преображалась - становилась многолюдной и оживленной. Наплыв дачников был так велик, что здесь одно время даже издавалась еженедельная литературно-художественная газета «Дачница». «Близость воды делает воздух чистым и свежим даже в самые жаркие дни лета. Простая дача, вернее, простая крестьянская изба, служит летним жилищем для многих дачников из малосостоятельного класса. Зато контрастом таким примитивным «дачкам» являются вельможные барские особняки и дачи, расположенные вблизи вокзала», - писала эта газета.
В конце XIX - начале XX века в Петербурге уже действовали спортивные клубы, которые в летний период нередко разворачивали свою деятельность в Стрельне. Так, здесь образовалось «Общество стрельнинских велосипедистов-любителей», которое имело в Стрельне асфальтовый трек - циклодром 340 метров длиной, с очень крутыми виражами. Циклодром располагался на месте бывшего «Американского пруда». Здесь же, у пристани, было просторное помещение для собраний и вечеров с танцами, а также летний театр. Кроме того, летом работал Стрельнинский парусный клуб.
Дачники создавали много хлопот дворцовому правлению. В Правилах для посетителей дворцового парка Стрельны, составленных в 1907 году, было указано: «Публика делится на почетную, платную и льготно-платную», а «порядок рассортирования публики лежит на усмотрении Стрельнинского дворцового правления и местной полиции».
Стрельна знаменита еще и тем, что сюда была проведена первая в России трамвайная линия. Новую железную дорогу общего пользования решено было вести от Нарвских ворот, между Петергофской железной дорогой и заливом, через Стрельну и Петергоф до Ораниенбаума. Строительство начали в 1910 году, но Первая мировая война помешала довести планы до конца. В эксплуатацию смогли сдать только участок от Петербурга до деревни Кикинки на окраине Стрельны. Трамвайная линия улучшила связь с городом, и петербургские дачники охотно пользовались новым средством передвижения.
В настоящее время интенсивное дачное и коттеджное строительство, ведущееся в окрестностях Стрельны, свидетельствует о том, что это место вновь обретает популярность. Но об этом - в другой статье.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru