Масштабная реконструкция начата на площади Тверской заставы – одном из наиболее оживленных транспортных узлов столицы. В течение ближайших двух лет здесь должна быть организована новая развязка и построен крупнейший в Москве подземный многоярусный торгово-развлекательный комплекс.
Что и говорить, сегодня район Тверской заставы известен, прежде всего, утомительными пробками – к Белорусскому вокзалу с севера, востока, запада и из самого центра мегаполиса стекаются мощные потоки транспорта. Строящаяся развязка призвана решить эту проблему кардинально, обеспечив безостановочное движение автомобилей и тем самым в несколько десятков раз повысив пропускную способность площади. Из шести существующих в настоящее время светофоров здесь планируется оставить только два.
Проектом реконструкции предусмотрено также строительство дополнительного транспортного тоннеля под Ленинградским проспектом, рядом с уже существующим. У автомобилистов не должно остаться в ближайшем будущем и проблем с парковкой: три нижних подземных уровня торгового центра, строящегося под площадью, отведены под автомобильную стоянку на 1410 машино-мест, куда предусмотрено несколько въездов.
О необходимости реконструкции одной из самых известных площадей столицы говорили уже очень давно. Когда-то ее собирались кардинально «переписать» большевики – расширить, освободить от целого ряда строений и сделать частью новой мощной транспортной магистрали, однако у них на преобразования не хватило средств. Единственное, что тогда было сделано, разобрана застройка квартала со стороны Грузинского вала и снесены Триумфальные ворота: планировалось, что после революционной реконструкции арку вернут на место, но… В 1950-х годах на месте разобранного квартала был разбит сквер, в центре которого установили памятник Горькому, призванный символически обозначить место встречи «пролетарского писателя народом» в момент его возвращения в Россию – знакового события для советской истории.
Все последующие годы площадь развивалась в прямом смысле стихийно: здесь появилась станция метро «Белорусская», существенно возрос пассажиропоток, как грибы выросли различные коммерческие палатки и игровые заведения. По словам архитекторов, «сейчас площадь Тверской заставы являет собой место «городского разлома», где столкнулись несколько композиционных структур, фрагменты которых обозначены застройкой разных исторических эпох. Со стороны Бутырского вала и Лесной улицы в ее структуру активно включились недавно построенные объемы, привносящие новый масштаб и изменяющие пространственную ориентацию площади, а вот Грузинский вал и Брестские улицы пока только могут мечтать о композиционной целостности.
Затеянная реконструкция, конечно, не может решить всех проблем сразу, но она должна сделать площадь комфортной одновременно и для автомобилистов, и для горожан. Кстати, работы эти осуществляются на основании Распоряжения Правительства Москвы № 1567-РП от 4 августа 2004 года, согласно которому в результате реализации инвестиционного проекта город получит в собственность современную транспортную развязку, компания-инвестор («Стройинком-К») – подземную парковку на 1410 машино-мест с торговым центром общей площадью порядка 53 тыс. кв. м.
Общая архитектурная концепция торгового центра (кстати, крупнейшего в Москве – столь внушительных подземных кварталов для шопоголиков в столице еще не было) разработана израильским архитектурным бюро «Моше Цур Архитектс энд Таун Плэннерс Лимитед». Генеральным проектировщиком комплекса является ГУП «Мосинжпроект», архитектурный проект разработан мастерской № 19 под руководством Александра Асадова «Моспроекта-2». Подземный комплекс включает в себя два торговых этажа с наземным павильоном, один этаж парковки и два дополнительных парковочных этажа, расположенных между улицей Бутырский вал и Тверским путепроводом. Первый и второй уровни запроектированы как единый торгово-развлекательный комплекс, объединенный пешеходным двухсветным пассажем. Галереи пассажа образуют при взгляде сверху треугольник, в вершинах которого расположены холлы с вертикальными эскалаторами и панорамными лифтами. В верхнем уровне комплекса разместится торговая галерея, а в нижнем – супермаркет, кинотеатр на 6 залов, кафе и рестораны.
По замыслу архитекторов, площадь Тверской заставы должна стать зеленым оазисом с многочисленными местами отдыха. Отсюда будут удалены все стоянки, вместимость которых на сегодняшний день не превышает 200 машино-мест, портящие облик площади временные торговые павильоны и легкие конструкции. Памятник Горькому после завершения строительства будет вновь установлен на площади в восстановленном сквере. Входы в подземный торговый центр должны представлять собой стеклянные конструкции, подсвечиваемые в ночное время. Кроме того, между улицами Тверская и 1-я Брестская будет организована пешеходная зона.
Общий объем инвестиций в проект составит около $200 млн. В данный момент выполняется усиление конструкций сооружений метрополитена и зданий, попадающих в зону влияния проектируемого строительства, устройство объездных путей на период строительства, освобождение строительной площадки от временных сооружений и частичный вынос инженерных сетей. Сами же строительные работы будут разбиты на десять этапов, что позволит сохранить бесперебойное движение транспорта и организовать необходимые пешеходные связи на весь период реконструкции. По словам инвесторов, обновленная площадь предстанет перед москвичами во всей красе уже к концу 2009 года.
Ася Ильина Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU