Масштабная реконструкция Пушкинской площади начнется уже очень скоро, но жители окрестных домов этого не почувствуют. Не секрет, что одной из «пробковых точек» на городской карте давно стал именно этот район – Пушкинской площади. Именно здесь «встает» в утренние и вечерние часы Бульварное кольцо, не проехать в это время и по Тверской. Поэтому недавно был разработан проект масштабной реконструкции этого района.
Напомним, что он предусматривает строительство подземного тоннеля на пересечении Тверской улицы и Страстного и Тверского бульваров и возведение подземного торгово-досугового центра с автостоянкой под Пушкинской площадью.
Понятно, что реализация этого проекта направлена, в первую очередь, на решение транспортных проблем – строительство тоннеля позволит увеличить пропускную способность участка в 1,5–2 раза, что доказали многочисленные инженерные и научные исследования, проведенные НИИПИ Генплана города Москвы. Тем не менее вокруг реализации проекта по-прежнему много слухов. Один из самых стойких – якобы памятник Пушкину перенесут на другую сторону улицы.
Запланированные строительные работы ничего не изменят ни вокруг памятника Пушкину, ни на самой площади. Это принципиальная позиция столичных властей. Недавно это еще раз подтвердил Юрий Лужков. Он заявил, в частности, что в окрестностях «Пушки» не появится никаких новых сооружений. Активно будет осваиваться только подземное пространство, которое позволит улучшить жизнь не только автолюбителей, но и пешеходов, ведь проектом предусмотрена реализация идеи создания «всесезонного города». Все подземные переходы на Пушкинской площади будут объединены в единую пешеходную зону.
Не станет Тверская и «хайвеем» – скоростной автотрассой. Никакой скоростной магистрали в центре города не появится, зато скорость автомобилей нормализуется и достигнет порядка 60 км/ч вместо 20-25 км/ч, которая существует на площади сейчас.
Светофор на Тверской улице, кстати, останется на пересечении с улицей Охотный Ряд, таким образом темп движения автотранспорта будет снижаться только по мере приближения к Кремлю.
В свою очередь, создание подземной автостоянки позволит наконец-то разгрузить площадь от припаркованных машин. Нелишне напомнить, что мэр Москвы неоднократно говорил о том, что тоннель на Пушкинской площади и освоение подземного пространства с целью создания парковки являются оптимальным вариантом для центра города, так как позволяют решить транспортную проблему и при этом сохранить исторический облик центра.
Результаты исследований, проведенных ГУП НИИПИ Генплана Москвы, указаны в градостроительном обосновании развития транспортного узла на Пушкинской площади. В том числе в документе отмечается, что к моменту завершения строительных работ, с учетом увеличения притока машин в район Пушкинской площади, размещение подземных паркингов общей вместимостью порядка 1000 машиномест «позволит полностью обеспечить потребности центра города, а кроме того – компенсировать потребность в парковках существующих предприятий, расположенных на площади».
«В том, что на Пушкинской площади существует перманентный затор, в значительной степени виноваты более 800 автомашин, которые здесь ежедневно и неорганизованно паркуются, – полагает заведующий научно-проектным отделением ГУП НИИПИ Генплана Михаил Крестмейн. – «Будущее Москвы – это ее подземные пространства. Все крупные парковки, которые должны появиться в городе, также планируется разместить в подземном пространстве».
По этому пути давно прошли городские власти крупнейших городов мира. В Париже, в частности, прямо под Елисейскими полями давно построен паркинг, который позволил освободить территорию от машин.
Активное обсуждение возможности освоения подземного пространства началось и в Москве. Подготовку программы его освоения взял на себя Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы. Еще в марте 2007 года на заседании правительства Москвы уже была озвучена концепция освоения подземного пространства, по которой с 2008 по 2010 год в столице предлагается построить более 2, 5 млн кв. м подземных сооружений. Работы по их строительству будут осуществлять в основном частные инвесторы.
Понятно, что перспектива эта пришлась далеко не всем по вкусу – у планов реконструкции Пушкинской площади, как и у всякой стройки в центре города, изначально немало противников, в том числе и из числа членов Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС), состоящего из известнейших московских архитекторов. Члены ЭКОСА упорно отстаивали полюбившийся тезис: строительство транспортной развязки, как и реконструкция Большой Ленинградки не нужны ни Москве в целом, ни автовладельцам в особенности.
Мотивы архитекторов понятны – центр столицы не место для строительных экспериментов. Но ведь ни о каких экспериментах и не идет речи. Речь идет о том, чтобы сделать город максимально удобным, в первую очередь для его жителей, и не более того.
И тем не менее некоторые «инициативные» граждане продолжают выдумывать слухи о проекте. Например, некто Шинкаренко, позиционирующий себя в качестве единственного защитника жителей района и являющийся представителем общественного движения «Пушкинская площадь» продолжает усиленно распространять слухи о кознях властей. Так, со слов господина Шинкаренко, якобы возводимый торгово-досуговый центр будет иметь три этажа вниз и три этажа на поверхности Пушкинской площади. Данный факт очень тревожит Шинкаренко как жителя Пушкинской площади, так как он не хочет дышать выхлопными газами от автопарковки, которая, по его мнению, как раз и будет располагаться в этих трех наземных этажах.
На самом деле все наоборот – никаких трех этажей на поверхности нет и не будет, они никогда и не были предусмотрены в рамках рассматриваемого проекта. Доказывая противоположное, новоявленные «народные трибуны» пытаются завоевать авторитет в качестве защитников народа, не спросив об этом сам народ.
Реконструкция примыкающих к Пушкинской площади трасс неизбежна, терпеть практически круглосуточную пробку в самом центре города власти не могут.
Это прямая угроза всему транспортному сообщению в центре столицы. Понимают это и жители окружающих площадь домов.
Опросы, проведенные сотрудниками специально созданного информцентра, показали, что подавляющее большинство жителей осознает необходимость решения транспортной проблемы города и с пониманием относится к планам строителей, в том числе и в части сооружения подземной парковки.
Проект реконструкции Пушкинской площади – один из первых проектов, лежащих в русле политики по комплексному освоению подземного пространства.
Большинство москвичей планы эти поддерживают, а это значит, что «остановить Москву» пробкам и заторам не удастся.
Иван Лапин Вечерняя Москва
Статья о недвижимости получена: IRN.RU