К концу каждого года в Москве вводится в эксплуатацию поистине ударный объем торговых площадей — так можно понимать отчеты аналитиков. Да и в действительности трудно оспорить, что участники рынка розничной торговли сейчас очень активны. Но многие ниши в этой области пока открыты для новых игроков. В столице недостаточно разнообразия форматов торговых центров (ТЦ), магазинов, а также международных марок, брэндов, сетей. Но не за горами следующий этап, когда все они в Россию наконец придут, — тогда и начнется острая борьба брэндов.
Существуют разные теории развития рынков. По одной из них, разработанной международными консультантами, ТЦ первого поколения — это крытые торговые объекты площадью до 30 000 кв. м, у которых есть единый управляющий или управляющая компания. Их формат и торговый профиль определяются профилем тех арендаторов, которых в центре большинство (примеры — “Дружба”, “Западный”). Этот этап Москва уже прошла. ТЦ второго поколения тоже представлены в столице — площадь таковых доходит до 50 000 кв. м и больше, наземная часть включает по 2-3 этажа, на нижних уровнях (не всегда) располагается парковка. Среди них встречаются проекты, в которых несколько зданий построены рядом, но не соединены проходами. В таких комплексах, как правило, несколько якорных арендаторов, есть развлекательная часть, торговая галерея с десятками марок и брэндов (“Мега”, “Атриум”). ТЦ третьего поколения иногда называют гибридами: они обычно объединяют на одной огромной территории разные форматы — ритейл-парки, моллы, развлекательные центры; больше всего примеров “гибридов” можно встретить в развитых азиатских городах.
Сейчас в России полным ходом идет формирование крупных национальных торговых сетей параллельно с постепенным, но ощутимым давлением со стороны сетей западных. Но, в конце концов, это на руку потребителю: как говорится, чем больше их будет, тем разнообразнее по формату и ассортименту товаров будут и ТЦ, и магазины. Неудивительно, что шумными овациями сопровождалось появление региональной сети магазинов “Лента”, что все дружно хлопали в ладоши, когда в столицу наконец пришел символ британского рынка Marks & Spencer… На следующем этапе начнутся насыщение и сегментация рынка. Году к 2008-му столица вступит в полосу ценовых войн. Потом, года через два, начнется соревнование между маркетинговыми стратегиями. Особо острая конкуренция в этом поле в Москве может начаться лет через пять.
Бесспорно, 2005 год порадовал общественность кое-какими новинками и новостями. Например, открылся ритейл-парк на Варшавском шоссе почти на 50 000 кв. м, построенный группой “Гарант-Инвест”. До сих пор ритейл-парков в Москве не было. Вторым ритейл-парком может стать “Ростокино” общей площадью около 220 000 кв. м, который обещает построить к концу 2006 г. компания “Каширский двор — Северянин” рядом с Медведковским шоссе. Потихоньку появляются специализированные комплексы, как тот же автомобильный центр “Москва” на Каширском шоссе. Или спортивные магазины, как Decathlon на Осташковском шоссе, рядом с Auchan. В российскую столицу пришли CNA, Real, Atac, The Body Shop. Собираются H&M, Saturn.
Но как много еще не видел российский потребитель! Не видел огромных многоярусных торговых центров, комплексов с “вертикальной структурой”. Это красивые торговые многоэтажки, в которых несметное число ярусов располагаются один над другим. Наверное, здесь можно купить все, так как магазинов в такой формат вмещается очень много. Подобными конструкциями пестрят улицы Гонконга. Похожая структура у знаменитой галереи Zeil на главной торговой улице Zeil во Франкфурте-на-Майне. Но московская публика не избалована. Даже такими распространенными в мире форматами ТЦ, как семейный или детский. Один из немногих московских торговых комплексов детских товаров, обустроенных по западным стандартам (с батутами для детских игр и баром для родителей), — “Винни” на Рублевском шоссе грешит запредельными ценами, другой — “Совенок” в районе Савеловского вокзала, больше, правда, похожий на рынок с крытыми павильонами, — недавно частично сгорел. Не видела Москва пока и классических ритейл-парков, какие IKEA строит в Европе. Или подобных показательному примеру большого семейного ТЦ — West в австрийском городе Гразе. В городе до сих пор почти нет современных универсальных магазинов (department store). О настоящей конкуренции можно говорить, пожалуй, лишь в сегменте супермаркетов и гипермаркетов.
Eсли не вмешаются внешние обстоятельства, весь этот “импорт” постепенно дойдет и до России. И тем, кто действительно желает оказаться в авангарде, уже сейчас стоит готовиться к соревнованию.
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU