ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
24 сентября на проходившем в высотном здании "Башня-2000" на набережной Тараса Шевченко заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы в очередной раз обсуждалась и уточнялась концепция развития Московского международного делового центра "Москва-Сити". Общественный совет должен был окончательно определить место, где будет построено здание мэрии Москвы и Московской городской думы, и утвердить схему транспортного обслуживания Сити.
По словам заместителя мэра в Правительстве Москвы И.Н. Орджоникидзе, это заседание можно считать определяющим. Сейчас, когда уже создана почти вся инфраструктура Сити, решение поставленных в повестку дня вопросов позволяет приступить к важнейшему этапу практической реализации проекта, и дает возможность завершить его в установленные сроки - ориентировочно в 2007 году.
Напомнив, что первоначальный план размещения мэрии вызвал обоснованную критику на предыдущих заседаниях Совета, главный архитектор Москвы А.В. Кузьмин рекомендовал под строительство этого здания оптимальный с точки зрения градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных решений, а также транспортной инфраструктуры 15-й участок территории будущего ММДЦ. Рассмотренный в качестве альтернативы вариант размещения резиденции столичной власти на 6-м участке был отвергнут из-за невозможности строительства высотного здания над тоннелем метрополитена.
Новое решение среди прочих очевидных преимуществ позволяет создать между правительственным комплексом и Москвой-рекой общественное городское пространство, превосходящее по размерам Красную площадь в 2,5 раза.
С точки зрения А.В. Кузьмина, одной из основных на сегодняшний день проблем остается пока еще не очень удачный архитектурный облик главного культурно-зрелищного объекта Сити - многофункционального трансформируемого киноконцертного зала, вмещающего в зависимости от масштабов проводимых мероприятий две, четыре или шесть тысяч зрителей. Председатель Москомархитектуры предложил провести творческий конкурс не на конструктивные, а именно на внешние архитектурные решения объекта. Эту идею поддержал И.Н. Орджоникидзе. По его мнению, зал, аналог которому сейчас есть только в Лос-Анджелесе, должен стать своеобразной визитной карточкой нового центра города и одним из узнаваемых архитектурных символов Москвы.
Ю.М. Лужков вроде бы подвел итоги обсуждению, назвав найденное решение логичным и рациональным. Однако этот итог неожиданно оказался промежуточным. Мэр обратил внимание на два существенных недостатка новой градостроительной планировки Сити. Во-первых, здание мэрии размещалось слишком близко к дороге. Во-вторых, чрезмерная концентрация высотных зданий на сравнительно небольшой площади создает "эффект Манхэттена", и посетители этой части Сити будут испытывать неприятные ощущения человека, оказавшегося на дне колодца. Чтобы избежать этого, Ю.М. Лужков предложил передвинуть гигантскую 650-метровую башню "Россия" к западу и установить ее на 17-м участке. Такое решение позволяет "развести" небоскребы и переместить здание мэрии ближе к центру, оставив между ним и дорогой достаточное резервное пространство. Как оказалось, похожий вариант в Москомархитектуре уже рассматривался, поэтому предложение мэра было тут же наглядно проиллюстрировано на макете и в итоге принято.
Вторая часть заседания была посвящена вопросам транспортного обслуживания Сити. По словам А.В. Кузьмина, сама по себе очень сложная, но в то же время наиболее простая в этом блоке проблема парковки в принципе решена. Проектировщикам удалось найти площади для 30 тысяч парковочных мест, что должно покрывать ежедневные потребности Сити.
Значительно труднее обеспечить свободную транспортную доступность ММДЦ по всем направлениям. Утренние пассажиропотоки в ММДЦ будут реализовываться индивидуальным (40 процентов) и общественным городским транспортом (60 процентов). Это потребует обеспечения въезда на территорию Сити 10,5 -13,5 тысячи автомобилей в час, что в 2 раза больше интенсивности движения на Садовом кольце в час пик. Существующая транспортная загрузка улично-дорожной сети, прилегающей к территории ММДЦ, показывает, что резервы пропускной способности весьма незначительны, а на отдельных направлениях и вовсе отсутствуют.
Наиболее мощные транспортные потоки будут идти с запада, поэтому здесь вдоль путей Смоленской железной дороги необходимо построить северный дублер Кутузовского проспекта. Вплоть до улицы Барклая его можно проложить в наземном исполнении - без эстакад и тоннелей. Пока еще безымянный дублер может быть полезен и Москве, и Московской области - его продолжение за МКАД существенно разгрузит Рублевское шоссе и областные подъезды к нему. Серьезной проблемой являются трудности с финансированием данного проекта. Заместитель мэра в Правительстве Москвы Ю.В. Росляк предложил даже сделать эту магистраль платной и таким образом привлечь к проекту инвесторов. Но столь неординарную идею мэр воспринял довольно скептически, заявив, что нигде в мире платных городских дорог пока нет.
Северный дублер Кутузовского проспекта может полностью обеспечить свободное автомобильное сообщение Сити с западным направлением, особенно в утренние и вечерние часы пик, только при наличии современного моста через Москву-реку. Такой довольно сложный в исполнении двойной мост должен принимать транспортные потоки с набережной и 1-го Красногвардейского проезда. Еще одна возможная транспортная функция моста - прием вертолетов, следующих по акватории Москвы-реки из ближнего и среднего Подмосковья в Сити.
Для обеспечения транспортной доступности нового городского делового центра с других направлений в числе прочих мер предлагается максимально задействовать возможности Третьего транспортного кольца и строящегося Краснопресненского проспекта, устроить нескольких автомобильных "проколов" под насыпью Малого кольца Московской окружной железной дороги, организовать одностороннее движение по улице Сергея Макеева, построить сложную развязку на Звенигородском шоссе, а также двухуровневые развязки на Смоленской и Кудринской площадях Садового кольца.
Отметив, что предложенная схема транспортного обслуживания ММДЦ "Москва-Сити" выполнена вполне профессионально, Ю.М. Лужков поручил Москомархитектуре и руководителям Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города В.И. Ресину, Комплекса городского хозяйства П.Н. Аксенову и Департамента экономической политики и развития Ю.В. Росляку разработать на ее основе этапы соответствующих проектных и строительных работ.
Николай Скирденко Московская правда
Статья о недвижимости получена: IRN.RU