Из-за неразвитости логистической и транспортной инфраструктуры компании, занятые строительством олимпийских объектов в Сочи, рискуют столкнуться с дефицитом стройматериалов и неконтролируемым ростом цен на них.
В южных регионах царит инвестиционный бум. Наряду с проектами по возведению курортной недвижимости разворачивается строительство новых заводов по производству стройматериалов – чиновники и бизнесмены не устают рапортовать об этом. Так, в частности, холдинг «Евроцемент груп» планирует построить цементный завод в Карачаево-Черкесии мощностью 2,4 млн тонн серого вещества в год, «Базэл Цемент» — цемзавод в Туапсинском районе Сочи на 4 млн тонн. Австрийские инвесторы готовы вложить 200 млн долларов в строительство цементного завода под Новороссийском.
«Запасы цементного сырья на территории Краснодарского края и Ростовской области позволяют построить несколько новых цементных заводов производительностью 10—15 млн тонн», — отмечает в этой связи руководитель проекта RuCEM Юрий Ерокин.
Инвестиционные порывы цементом не исчерпываются. Турецкая компания Ideser Seramik Sanayi Ticaret A/S начинает строительство в Армавире завода по производству керамической плитки и керамогранита проектной мощностью 14,5 млн кв. м в год. Соглашения о строительстве трех заводов стройматериалов в Усть-Лабинске подписал «Главстрой». В Сочи и окрестностях запланирована реконструкция и расширение производства на местных предприятиях стройиндустрии. «Компании готовы вкладывать в строительство новых производств, если будет гарантирован стабильный спрос», — говорит аналитик компании «Антанта Капитал» Георгий Иванин. Эти и многие другие проекты затеваются с расчетом на Олимпиаду-2014. Однако усилия инвесторов могут оказаться напрасными. Произведенные на новых заводах стройматериалы рискуют не доехать до Сочи, либо им попросту не найдется места на олимпийских стройплощадках.
Сегодня сочинский строительный комплекс пребывает в плачевном состоянии. Мощности местных предприятий стройиндустрии явно не отвечают потребностям рынка, а застройщики абсолютно зависимы от иногородних поставщиков. Основные компоненты для строительства — песок, цемент, щебень, стекло, кровельные и другие материалы — завозятся извне. Ключевые местные предприятия не только выпускают мизерные объемы, но и катастрофически изношены. Например, Сочинский завод железобетонных изделий изношен на 75—97%, «Концерн-Курорт» — на 80—90%, Сочинский завод стройматериалов — на 73—85%, основной местный добытчик полезных ископаемых «Сочинеруд» — на 80—90%.
Безрадостное впечатление производит и рынок строительного подряда. Сегодня в Сочи работает более тысячи подрядных строительных организаций, однако только 35 из них относятся к категории крупных и средних фирм. Остальные – малый бизнес. В своем нынешнем состоянии сочинские строительные компании могут ежегодно расти не более чем на 10—15%, тогда как с приближением Олимпиады объемы строительно-монтажных работ увеличатся более чем на 260—270%. Только для строительства олимпийских объектов потребуется около 2,2 млн тонн цемента, 11 млн куб. м щебня и гравия, 6,8 млн куб. м песка, 642 млн штук кирпича и тонны прочих строительных компонентов. Еще примерно столько же уйдет на строительство жилья, гостиниц и прочей недвижимости. Такие объемы производства местным «воротилам» строительной индустрии даже и не снились.
Неудивительно, что местные и федеральные власти при строительстве олимпийских объектов делают ставку на иногородних игроков, в том числе на крупные московские холдинги, имеющие в своем составе строительные и девелоперские дивизионы. Считается, что они без труда завезут в город не только строительные материалы, но и технику, рабочую силу. Однако этим замечательным перспективам может помешать несколько обстоятельств. Во-первых, ограниченная пропускная способность железных и автомобильных дорог, дефицит подвижного состава. Во-вторых, в Сочи абсолютно отсутствует логистическая инфраструктура для хранения и распределения стройматериалов и прочих грузов. По предварительным оценкам, для бесперебойного снабжения олимпийских строек требуются площадки единовременного хранения и складирования вместимостью 1 млн тонн грузов, а также морской грузовой терминал емкостью 500 тыс. тонн. Пока ничего этого нет.
Ничего не известно и о том, как государство намерено решать транспортно-логистические проблемы, которые уже сегодня выходят на первый план. Пока вполне конкретные предложения исходят лишь от частного бизнеса. Так, на днях стало известно о том, что «Базэл» Олега Дерипаски планирует построить в Имеретинской бухте порт с грузооборотом около 5 млн тонн. Свои услуги в создании логистической цепочки по доставке на стройплощадки бетона предлагает холдинг «Евроцемент груп» Филарета Гальчева. Ряд проектов в этой области рассматривают другие российские компании.
Скоординировать усилия бизнеса и власти в этом направлении могла бы создаваемая государственная корпорация «Олимпстрой». Ей же предстоит создать масштабную систему управления и контроля за строительством олимпийских объектов. «Все должно быть расписано: где хранить стройматериалы, технику, где устанавливать временные электростанции, как расселять рабочих. Необходимо координировать действия различных подрядчиков, иначе будет бардак, — предупреждает чиновник администрации Краснодарского края, пожелавший остаться инкогнито. – У нас ведь как часто бывает: одна компания построит дорогу, а другая ее разворотит под предлогом прокладки коммуникаций».
Если логистическая и транспортная инфраструктура не будут созданы вовремя, то возникнет не только риск срыва сроков строительства олимпийских объектов, но и опасность неконтролируемого роста цен на стройматериалы, в том числе из-за увеличения транспортных издержек. В этом случае сметная стоимость олимпийских объектов возрастет в разы. Что уж говорить о Сочи, если этого сценария не удалось избежать даже странам с более развитой строительной индустрией. Например, стоимость строительства олимпийских объектов для Олимпиады 2012 года в Лондоне выросла в четыре раза по сравнению с первоначальными оценками (с 4,8 до 18,6 млрд долларов). Больше денег на подготовку к Олимпиаде-2008 в Пекине придется потратить китайским властям.
Проблема удорожания сочинского новостроя усугубляется еще и аномально высокими темпами роста цен на строительные материалы в нашей стране. Если, например, в Великобритании стоимость строительства выросла на 81% за десять лет, то в России один только цемент за минувший год подорожал более чем на 100%. При нынешнем уровне цен на закупку основных строительных материалов (стали, цемента, песка, щебня, пиломатериалов, труб, кирпича и пр.) уже потребуется порядка 100 млрд рублей, что составляет около 30% от общего объема запланированных госинвестиций. При ежегодном 30−процентном росте цен на стройматериалы, помноженном на высокие транспортные и логистические издержки, расходы на строительство олимпийских объектов почти наверняка существенно превысят заявленные федеральным правительством 300 млрд «олимпийских» рублей.
Илья Ступин Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU