Власти намерены ускорить темпы строительства гостиниц и всего за три года до 2010 года полностью закрыть дефицит мест, построив свыше 350 отелей от трех до пяти звезд.
Неудивительно, что гостиничный бум в Москве стремительно нарастает. Причина тому - не только давнее желание столицы стать новым центром притяжения интуристов. Последние исследования отчетливо показали цену вопроса: московские гостиничные номера возглавили рейтинг самых доходных в Европе по итогам первых шести месяцев 2007 года.
Выяснилось, что каждый московский номер принес владельцу по 149 евро каждый, обогнав на 36 евро даже традиционно дорогой Лондон, оказавшийся вторым в этом списке.
Таким образом, этот свежий показатель делает столичные гостиницы самыми перспективными в Европе, по данным исследования компании Tri Hospitality Consulting.
Даже знаменитые парижские отели, по расчетам исследователей, оказались лишь на третьем месте, так как их доходность по 86,23 евро с номера. По денежному индексу они всего на 10 евро обгоняют модный Амстердам. Кроме того, в десятку самых доходных с точки зрения гостиничного бизнеса городов вошли также Прага, Берлин, Мюнхен, Вена, Гамбург и Будапешт (см. таблицу).
Между тем, как выяснил корреспондент \"РГ\", такое лидерство для Москвы не в диковинку. Дело в том, что российская столица еще в 2006 году стала единственным городом в Европе, где прибыль с номера (до выплаты фиксированных расходов) составляла трехзначное число - около 130 евро. При этом заполненность столичных номеров - свыше 80 процентов.
Отчего же столичный номер оказался выгоднее для владельца, чем, к примеру, лондонский и парижский? По мнению экспертов, разрыв объясняется просто: в Лондоне ежедневно ждут постояльцев порядка 1000 отелей, в Париже эта цифра доходит до 1500, а в Москве сегодня открыты лишь чуть больше 200 гостиниц. Доходная формула в итоге проста: чем меньше конкуренция - тем выше цена и, увы, ниже качество. Исследователи назвали и еще один влиятельный фактор: в Москве в сравнении с другими европейскими городами куда меньше тратятся на зарплату персоналу. Если в Париже и Вене расходы на персонал составляют около 40 процентов, то в Москве лишь 20 процентов. Вот откуда вырастают заоблачные доходы, которые и привлекают инвесторов.
Но тогда почему же до сих пор инвесторы охотнее вкладываются в отели пять и четыре звезды при том, что в Москве так велик спрос на трехзвездочники, что настойчиво подтверждают исследования?
Ответ прост: чем выше \"звездность\" и, соответственно, цена номера, тем быстрее окупается отель. Расходы на отель в три звезды гасятся лишь через 8-9 лет, особенно если он расположен не в центре города, расходы же на отель в пять звезд - в течение двух лет.
В этой связи вполне логично, почему с этого года власти распорядились строить в центре помимо социальных объектов только гостиницы. Правда, инвесторы уже нашли свой оптимальный выход в этой ситуации: они все чаще предлагают властям проекты два в одном: гостинично-офисные комплексы.
Есть и еще один верный способ найти место в выгодном центре: отреставрировать гостиничное наследство, чтобы получить право на \"звездную\" прибыль. Так, серьезные перемены в этом году ждут две известные малобюджетные гостиницы в десяти минутах от Кремля: \"Минск\" и многострадальную \"Центральную\", которая в последние десять лет занимали не туристы, а турфирмы.
Вместо бывшей гостиницы \"Минск\" в 2009 году в Москве откроется торгово-офисный центр класса \"А\" с пятизвездочным отелем под брендом InterContinental. В эту же сеть отелей планируется включить и гостиницу \"Центральная\" на Тверской улице, которую собираются закрыть на реконструкцию уже в конце 2007 года. Что немаловажно, перестройка коснется лишь внутренних площадей гостиницы, исторический фасад здания будет сохранен. Однако за счет застройки внутреннего двора здания ее площадь будет увеличена на 40 процентов.
Третий пятизвездочник в пяти минутах от Кремля откроют около здания столичной мэрии. Мэр Москвы Юрий Лужков уже подписал распоряжение, согласно которому дома N 18, стр. 1, 3 по Вознесенскому переулку будут отреставрированы и преобразованы в гостиницу.
Важно отметить одну любопытную деталь, еще три года назад среди инвесторов было немного желающих брать на себя реконструкцию старых зданий, все хотели земли без обременений. Но рейтинг доходности номеров только подзадоривает крупных гостиничных инвесторов к битве за площадки под отели. У властей наконец-то появилась возможность выбирать из расчета соотношения цены - качества. Ведь как театр начинается с вешалки, так и город с гостиницы: не понравится гостеприимство - турист больше не приедет и, следовательно, не оставит здесь тысячу долларов. А ведь к 2010 году, когда в Москве будет уже не 200, а свыше 500 отелей, власти рассчитывают, что туристический поток в столицу увеличится до 12 миллионов человек в год. Фактически именно столько гостей принимают другие европейские столицы. К слову сказать, в прошлом году число интуристов в Москве составляло около 4 миллионов.
А чтобы туристам было легче узнать, где им удобнее остановиться в Москве, решили создать единую базу свободных номеров в городских гостиницах. Предположительно, база данных будет создана на основе сведений туристического информационного центра столицы. Сроки реализации проекта еще уточняются.
Мария Ермакова Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU