В опросе Cushman & Wakefield участвовали руководители 507 крупнейших компаний Европы. Из них представители 45 компаний заявили, что в ближайшие пять лет планируют разместить свои офисы именно в Москве.
По этому показателю Москва заняла второе место, уступив Варшаве (50 компаний). Со значительным отрывом от всех лидеров в топ-5 вошли Будапешт (34 компании), Прага (30) и Бухарест (30). Глава департамента исследований рынка Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Кристофер Питерс объяснил это активным развитием российской экономики в последние годы.
Если по количеству реально готовых открыть офис Москва оказалась лишь серебряным призером, то по гипотетической инвестиционной привлекательности российская столица стала абсолютным лидером.
Наиболее перспективным городом для ведения бизнеса в Восточной Европе Москву назвали 39% респондентов. По этому показателю она заняла первое место, с более чем трехкратным отрывом опережая следующих за ней Стамбул (12%) и Бухарест (9%).
Среди иностранцев очень много желающих открыть офис в Москве, но на практике не все получают такую возможность, говорят эксперты. "Российские риски, связанные с сильным влиянием бюрократии и, как следствие,- непрозрачностью, заставляют ряд компаний занять выжидательную позицию",- говорит старший аналитик компании Prime City Properties Антонина Лаирова. Руководитель отдела аналитики рынка офисной и индустриальной недвижимости Colliers International Регина Лочмеле напомнила, что, согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), "Россия ставит на пути инвестиций вдвое больше барьеров, чем страны ОЭСР".
Эксперты называют и другую банальную причину. Директор отдела коммерческой недвижимости DTZ Елена Колесникова объясняет лидерство Варшавы по количеству реальных планов бизнесменов удачным расположением Польши в самом центре Европы.
Как правило, иностранные компании арендуют, а не покупают офисные помещения в России. "Аренда для иностранных компаний является предпочтительной, потому что оставляет возможность расшириться в другом офисе или просто поменять бизнес-центр на более престижный",- говорит Антонина Лаирова. Одним из немногих примеров приобретения офисной недвижимости стала недавняя покупка компанией Henkel 14,3 тыс. кв. м площадей в строящемся бизнесцентре "Ситидел" на Земляном Валу, вл. 11-19. Договор был заключен с девелопером проекта - компанией "Тема". Директор департамента профессиональных услуг международной консалтинговой компании Knight Frank Мария Котова считает, что это не последний пример и в перспективе по мере повышения качества проектов количество сделок по приобретению офисной недвижимости с участием иностранных компаний будет расти.
Среди международных компаний, открывших свои представительства в Москве в течение последних полутора-двух лет, основную долю занимают компании банковского, страхового, фармацевтического и автомобильного сектора, указывает Лочмеле. Наибольшим спросом, как отмечает Антонина Лаирова, пользуются офисы в западной части территории в пределах Садового кольца, на северо-западе по Ленинградскому проспекту, а также на юго-западе по Ленинскому и Кутузовскому проспектам.
По словам Елены Колесниковой, компания более ограничена в выборе помещения, если впервые вышла на российский рынок. "В этом случае она начинает с открытия своего представительства, которое должно соответствовать определенному уровню,- поясняет эксперт.- Обычно для этого ей требуется небольшое, но качественное помещение в центре города, желательно в бизнесцентре с полным пакетом обслуживания".
Ольга Кондрашова Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU