Гигантский автопарк Москвы обеспечен стоянками - будь то многоэтажные паркинги или простенькие ракушки во дворах - менее чем на треть. Столичные власти принимают программы строительства парковок, грозя вскоре запретить оставлять машины во дворах жилых домов.
Количество частных автомобилей в Москве приближается к 3 млн. По данным мэрии, в 1996 - 2002 гг. в эксплуатацию было введено более 420 000 машино-мест в современных паркингах.
Всего в столице сейчас 850 000 машино-мест, к концу года планируется ввести еще 70 000. Около 68 000 машин размещается в ракушках во дворах. По данным риэлторов, установка зарегистрированной ракушки сейчас обходится в $1000 - 1500. В многоярусных паркингах машино-место сейчас стоит $5000 - 7000, а в подземных - не менее $15 000.
Гараж вместе с квартирой.
Гаражи сейчас часто предлагаются "в комплекте" с квартирами. Паркинги возводят одновременно с жильем как в районах массовой застройки, так и около домов бизнес-класса. Строят гаражи трех типов: открытые стоянки, 2 - 3-этажные крытые паркинги и подземные гаражи под домом (в новостройках и в центре, где нет свободных земель) и на придомовой территории. Пресс-секретарь девелоперской компании "С-Холдинг" Оксана Басова утверждает, что строительство гаражей и парковок - очень прибыльный бизнес. А по словам руководителя отдела перспективных проектов Департамента инвестиционных программ строительства Евгения Леонова, префектуры уже отказываются согласовывать проекты строительства и реконструкции домов, если они не предусматривают мест для парковки. Но стоимость гаражей по карману не всем новоселам. "Например, в Южном Бутове, где преобладает муниципальное жилье, около 30 - 40% построенных гаражей пустует, а в Куркине, где преимущественно коммерческое жилье, продажи идут более чем успешно", - говорит замгендиректора ГУП "УЭЗ-паркинг" Виктор Жуков.
По данным компании Blackwood, самым большим спросом пользуются подземные гаражи. Несмотря на их высокую стоимость, они раскупаются еще на стадии строительства жилого комплекса. Большая часть строящихся домов бизнес-класса включает как подземные гаражи, число мест которых чуть больше количества квартир в доме, так и гостевые стоянки. В центре строительство подземных гаражей обходится дороже. Например, в одном из домов в 1-м Обыденском переулке парковочное место стоит $40 000, в районе Арбата - $50 000.
Боксы в многоэтажных гаражах дешевле, но тоже удовлетворяют не всех. "Многих отпугивают отдаленность гаража от дома и завышенная цена: утепленные гаражные коробки в таких стоянках стоят около $10 000 за место. Менее оборудованные боксы, без отопления, - $5000", - говорит руководитель отдела продаж Blackwood Ульяна Алиева.
Долой с улиц.
Власти Москвы всерьез намерены загнать на организованные стоянки как можно больше частных автомобилей. Недавно правительство столицы одобрило проект закона "О размещении автотранспортных средств на территории города", запрещающего парковать машины вне специализированных стоянок с 1 января 2007 г. Чтобы не лишать горожан возможности легальной парковки автомобилей, законопроект предусматривает организацию платных и бесплатных стоянок: при строительстве новых и реконструкции старых домов количество мест для парковки должно быть не меньше, чем количество сдаваемых квартир. Комментируя законопроект, независимые юристы сразу отметили, что, будучи принят, он фактически станет означать запрет на парковку автомобилей около подъездов - ведь места около них не являются специализированными стоянками. Вряд ли машины будут эвакуировать - начальник отдела оперативной практики и дознания ГИБДД России Владимир Кузин считает, что "запретить гражданину хранить машину вне гаража никто не может". Но маловероятно, что за 3,5 года правительству Москвы удастся обеспечить парковками и гаражами все районы города.
В августе руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин объявил о старте программы "Народный гараж", которая может значительно увеличить количество "пристроенных" автомобилей. Константин Королевский, заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы, рассказал, что она предполагает строительство небольших паркингов из быстровозводимых конструкций в жилых районах. Жильцы, желающие обзавестись недорогими гаражами, должны обратиться в управу с просьбой подобрать подходящий участок, создать коммандитное товарищество или товарищество на вере, которое поручит муниципальному ГУП "Управление экспериментальной застройки" (УЭЗ) исполнять функции заказчика строительства. Как пояснил "Ведомостям" сотрудник Департамента градостроительной политики, преимущество "Народного гаража" перед гаражными кооперативами заключается в том, что реализация проекта будет поручена профессиональному девелоперу.
Замгендиректора ГУП "УЭЗ-паркинг" Виктор Жуков сообщил "Ведомостям", что его компания создала с Молодиченским заводом в Белоруссии СП по выпуску модульных конструкций для быстровозводимых мини-паркингов. Объем производства конструкций зависит от того, сколько площадок будет подобрано под установки таких паркингов, говорит Жуков.
И Владимир Ресин, и председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин не раз подчеркивали, что паркинги, которые будут строиться по программе "Народный гараж", будут обходиться существенно дешевле многоярусных гаражей, себестоимость машино-места в них будет порядка $1700 - 2000. Сергей Елисеев, директор департамента маркетинга "Инком-Недвижимости", говорит, что если городскому правительству удастся выдержать заявленные параметры, места в легких паркингах будут "очень хорошим предложением". "Таких цен на рынке, в принципе, нет, и гаражи по ценам, составляющим половину стоимости "Жигулей", несомненно, будут покупать широкие круги автовладельцев", - считает он. Однако замгендиректора "УЭЗ-паркинга" Владимир Харченко считает, что такой себестоимости вряд ли удастся добиться. "В лучшем случае ее можно снизить до $2500, и это не будет являться конечной ценой для потребителя", - объясняет Харченко.
Из центра - под землю.
Столичные власти строят также планы разгрузить центр Москвы, оборудовав его дополнительными подземными паркингами. Уже разработаны проекты строительства подземных парковок в районе Триумфальной площади, поблизости от гостиницы "Пекин", неподалеку от Павелецкого вокзала, на улице Дубининской, а также на бульваре в районе Покровки. Всего в центре Москвы появится около 20 новых парковок на 10 000 машино-мест. Хотя напряженность это если и снимет, то не кардинально: по мнению главного архитектора столицы Александра Кузьмина, потребность центра в новых парковочных местах уже сейчас оценивается более чем в 30 000 машино-мест.
Татьяна Рютина Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU