Вчера на заседании столичного правительства была рассмотрена концепция реформирования АМО “ЗиЛ”. Из 320 га, принадлежащих автозаводу, 130 га будут отданы под коммерческую застройку, а самому предприятию оставят 70 га.
Вчера гендиректор управляющей компании ЗиЛ Константин Лаптев представил концепцию реформирования завода. По его словам, в 2005-2006 гг. 60% заготовительных механических производств будут выведены в регионы (на основной площадке останутся только штамповое и сварочное производство, окраска и сборка).
К 2008 г. освободившаяся территория завода будет подготовлена к коммерческой застройке, которую планируется завершить в 2010 г. Выносу подлежат “заготовительные и экологически грязные производства: литейное, кузнечное, гальваническое и ряд других”, сообщил Лаптев.
Одной из основных причин скорейшего реформирования территорий гендиректор ЗиЛа назвал убыточность производства и долги, образовавшиеся с 1992 г. (1,5 млрд руб. перед Минфином и около 3,9 млрд руб. перед налоговыми службами). В результате этих мероприятий к 2008 г. производственные площади предприятия сократятся почти в пять раз, а территория ЗиЛа уменьшится с 320 до 60-70 га. На 100 га будут размещены, по словам Константина Лаптева, “различные юридические лица”, а остальные 130 га, прилегающие к Третьему транспортному кольцу, ЗиЛ отдаст Москве под коммерческое строительство.
У городских властей есть конкретные планы относительно высвобождающейся площади. Мэр Юрий Лужков заявил, что там необходимо построить крупнейший в России технопарк. Кроме того, он выразил готовность выкупить у ЗиЛа “за разумные цены” детские сады, объекты культуры и медицинские учреждения.
Идея создания бизнес-инкубатора для малого бизнеса не нова. В 2003 г. город принял решение о создании Московского городского технопарка “Нагатино-ЗиЛ” площадью около 862 000 кв. м. Для этого управляющей компании “Московский бизнес-инкубатор” был передан участок в 32 га, принадлежащий ЗиЛу. По словам финансового директора этой компании Ирины Сингаевской, объем инвестиций в проект оценивается в $1 млрд, а первая очередь строительства (197 000 кв. м) будет сдана в 2007 г.
“Идея вывода ЗиЛа и перепрофилирования территории очень перспективна, но успех проекта будет зависеть от того, как его разобьют на фазы и что конкретно там решат построить. Жилье в этом месте нельзя строить из-за загрязнения почвы и сохраняющегося производства, и логичнее всего было бы освоение этой территории под низкоэтажные офисы и бизнес-парки — причем делать это постепенно, чтобы не обрушить рынок”, — говорит заместитель гендиректора Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева.
Директор по развитию компании ABN-Realty Роман Чепцов отмечает, что на такой огромной территории логичнее всего совмещать офисные, торговые и складские помещения. Среди плюсов места участники рынка называют наличие развитой инфраструктуры (электричества, газа, воды), которую будущие девелоперы унаследуют от ЗиЛа, что значительно сократит их расходы.
Для развития проекта правительству Москвы нужно решить задачу транспортной доступности, в частности прокладку линии легкого метро до объекта, говорит Константин Романов, директор отдела консалтинга Knight Frank. Кроме того, он считает, что для заполнения помещений будущим арендаторам нужно предоставлять сниженные арендные ставки.
Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева образован в 1916 г. Правительство Москвы контролирует около 64% акций ЗиЛа. ЗиЛ занимается производством автомобилей, троллейбусов, грузовиков. Мощность завода – 250 000 автомобилей в год. Выручка в 2004 г., по данным “СПАРК-Интерфакс”, составила 4,58 млрд руб.
Бэла Ляув Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU