Первый год реализации нацпроекта “Доступное жилье” сделал жилье еще менее доступным. Решению квартирного вопроса поможет обуздание строительной бюрократии, рост затрат на финансирование нацпроекта, сокращение доли социального жилья и налоговые льготы предприятиям, помогающим сотрудникам приобрести жилплощадь, рассчитывает Госсовет.
В пятницу президиум Госсовета обсудил причины растущей недоступности жилья. “Ведомостям” удалось ознакомиться с докладом рабочей группы Госсовета, подготовленным к заседанию.
В 2006 г.
в России было введено в строй 48,1 млн кв. м жилья — на 10,3% больше, чем в 2005 г. Но нацпроект не выполнен — предполагалось построить на 5,3% больше, подсчитал замминистра регионального развития Виталий Шипов. Не удалось достичь и других запланированных показателей. Выделив на улучшение жилищных условий молодых семей почти все запланированные средства — 1,9 млрд руб. из 2,1 млрд руб., чиновники помогли не 28 800 семьям, как собирались, а только 21 400. Еще больше расхождение цифр по жилью для ветеранов и инвалидов: 3,2 млрд руб. хватило чиновникам на улучшение жилья не 12 700 человек, как планировалось, а лишь 3300. Только сумма полученных гражданами за январь — сентябрь ипотечных кредитов (на 155,6 млрд руб.) радует чиновников: на весь год было запланировано 108 млрд руб., напомнил Шипов.
Недоступным жилье делают цены — средняя стоимость одного метра жилплощади на первичном рынке в Москве, по данным Росстата, достигла 84 900 руб. (+46% к 2005 г.), а в среднем по России — 33 300 руб. (+33,2%). В 2004-2005 гг. на приобретение жилища средней семье хватало 4,9 годового дохода, а в прошлом году нужно было 5,2, говорится в докладе рабочей группы Госсовета, возглавляемой президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.
Стоимость жилья увеличивают “всякого рода непрозрачные расходы”, отметил президент Владимир Путин на заседании Госсовета в Казани и похвалил Татарстан, где цены растут медленнее. А Шаймиев призвал снизить с двух лет до трех месяцев срок оформления разрешений на постройку дома.
Для выполнения поставленных целей по вводу жилья затраты на нацпроект придется увеличивать. Развитие инженерной инфраструктуры для строительства в 2007-2010 гг. потребует не 337 млрд руб., как запланировано, а 1047 млрд руб., говорится в докладе. При этом пока регионы не воспользовались ни госгарантиями на 12,5 млрд руб., ни субсидиями на уплату процентов по кредитам для развития инфраструктуры. Одни регионы не могут предложить приемлемый для банков залог, другим привлекать ресурсы мешают старые долги и бюджетный дефицит, тревожится Госсовет. Развитие спроса на жилье стимулируется значительно более активно, чем его предложение, констатируется в докладе.
Повысить доступность жилья Госсовет предлагает, в частности, за счет сокращения доли социального жилья в новом строительстве до 6-10% и освобождения от налога на прибыль затрат компаний на строительство, ремонт и приобретение жилплощади для сотрудников. От строительства зданий, предназначенных исключительно для проживания граждан по договору социального найма, Госсовет предлагает отказаться.
Сейчас доля социального жилья в России составляет около 30% и сокращать ее нельзя, поскольку ипотеку “многие не потянут”, полагает член Общественной палаты Вячеслав Глазычев. Так же думает чиновник Минрегионразвития. Но уменьшение доли социального жилья позволит снизить себестоимость строительства, и необходимо по крайней мере ограничить соцжилье по метражу, чтобы более просторные квартиры надо было покупать по рыночным ценам, считает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. А в Москве доля соцжилья сама собой снизится с 20% до 10% с окончанием его приватизации, полагает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев. Только после этого у муниципалитетов появится стимул строить соцжилье, ведь оно не будет автоматически переходить в частную собственность, считает он.
14% россиян живут в развалинах
Доля аварийного и ветхого жилья, по подсчетам авторов доклада, доходит до 14% российского жилфонда. Критическую степень износа (свыше 70%) имеет 1,4% жилфонда (в 2005 г. — 0,9%). В последние два года объемы финансирования капремонта возросли в 1,5 раза, но это все равно в два раза меньше необходимого. Авторы доклада предлагают добавить к федеральной программе “Жилище” специальную подпрограмму “Модернизация и капитальный ремонт жилищного фонда, ликвидация ветхого и аварийного жилья”.
Татьяна Алешкина, Борис Грозовский, Анна Николаева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU