Многострадальная программа «Новое кольцо Москвы» так и не получила пока «верхний этаж» в виде схемы размещения высотных объектов на территории города. Юрий Лужков направил документ на радикальную доработку. По его мнению, схема не отвечает на ряд вопросов. В том числе о геологии участков, где предполагается возводить высотки, обеспеченности энергетической и транспортной инфраструктурой, целевом назначении будущих небоскребов. Наконец, были поставлены под сомнение сроки программы - мэр не верит, что к 2015 году в городе удастся возвести 60 высотных комплексов
Программа «Новое кольцо Москвы» давно уже обосновалась в умах столичных чиновников.
К ее реализации приступили еще в 1999 году, но результаты пока не впечатляют. По словам первого заместителя мэра в правительстве Москвы Владимира Ресина, сейчас активное строительство ведется на трех участках, к концу года обещают два объекта сдать в эксплуатацию. Еще на десятке участков ведутся проектные и начальные строительные работы. Вот, собственно, и все успехи.
Программа предусматривает возведение 60 высотных комплексов преимущественно в срединной части города. Но, как отметил главный архитектор столицы Александр Кузьмин, с небоскребами по-быстрому не получилось. Во-первых, у Москвы нет опыта высотного строительства. Сталинские высотки уже не в счет, а современная практика во многом ограничена «Москва-Сити». Во-вторых, подчеркнул Владимир Ресин, в стране в 90-х годах прошлого века была развалена вся нормативная база по строительной сфере. Москве пришлось на свой страх и риск разрабатывать нормативы по высотному строительству. Причем они до сих пор носят рекомендательный характер. В федеральном правительстве прямо сказали, что в ближайшее время «высотными» нормами они не будут заниматься (то есть оформлять их законодательно), так как для России тема небоскребов не актуальна.
Но в Москве эта тема более чем актуальна, учитывая острый дефицит земли. Юрий Лужков заметил, что повышение высотности в городе происходило постоянно. Еще в середине XX века столица была преимущественно двух-трехэтажной, затем появились пятиэтажки, их дополнили 9 - 12-этажные дома. На современном этапе стали появляться 14 - 20-этажные здания. Учитывая тенденцию, строительство настоящих высоток, то есть зданий высотой 75 и выше метров, явление закономерное. К тому же в упомянутой программе прописаны другие плюсы появления высотных комплексов. Их преимущественно намечено расположить в срединной части города - между Третьим и Четвертым транспортными кольцами. Тем самым будут созданы доминанты, которые будут притягивать не только взоры. Александр Кузьмин добавляет: в высотках намечено сделать основной нежилую функцию, то есть речь идет об офисах. Таким образом, центр города несколько разгрузится от наплыва «белых воротничков». Им станет легче добираться до места работы.
Главный архитектор подчеркнул, что к поиску участков под высотки подошли со всей серьезностью. Был проведен так называемый ландшафтный визуальный анализ территории, который позволил не испортить архитектурный облик города. Так был наложен запрет на возведение небоскребов в центре города, поблизости от Университета им. М. В. Ломоносова, крупных монастырей, музеев-заповедников «Царицыно» и «Коломенское», «Кусково» и «Кузьминки». Александр Кузьмин привел в пример отказ от одного из участков, так как будущая высотка на нем могла исказить восприятие древнего Симонова монастыря.
Разработчики программы пытались также доказать, что размещение небоскребов с привязкой к крупным автомагистралям - это тоже плюс в данном масштабном проекте. Однако участники заседания московского правительства усомнились в этом. Так, Юрий Лужков посчитал, что нецелесообразно размещать здания поблизости от транспортных узлов, которые и так сейчас перегружены. Далее выявились другие минусы программы. К примеру, целый ряд участков, где намечено возводить высотки, не очень пригодны с геологической точки зрения. Как выражаются специалисты, грунты во многих местах слабые. И если разворачивать все же строительство, то на нулевой этап, то есть закладку фундамента, уйдут очень внушительные средства. В результате здание может просто стать «золотым»: следовательно, инвестиционная привлекательность проекта будет низкой.
Помимо этого возникает много вопросов по инженерной инфраструктуре. Как рассказал руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы Евгений Скляров, высотные здания по нормативам относятся к первой категории по энергобезопасности, то есть должны иметь три независимых источника питания. Как их создать в городе, где с энергетическими мощностями напряженная ситуация, - не очень понятно. Если же говорить об автономных источниках, тогда надо обеспечивать высотное хозяйство газом. А это дорогое занятие. К тому же все высотки весьма прожорливы в энергетическом плане. Евгений Скляров упомянул строящуюся высотку в проезде Серебрякова, что в Северо-Восточном округе.
Так вот, зданию нужно будет постоянно электрической мощности на 12 МВт, что весьма значительно. Тут же надо не забыть о пожарной и террористической безопасности небоскребов. Александр Кузьмин сказал, *го почти в каждом здании придется создавать противопожарные пункты, дабы их сотрудники могли бы оперативно решать возникающие проблемы.
Все вышесказанное наглядно свидетельствует о том, что эксплуатационные расходы по высоткам будут весьма велики. И возникает вопрос - на чьи плечи они лягут. Одно дело размещать в высотных зданиях офисы и совсем другое - жилье. На первом этапе реализации программы о квартирах в небоскребах речь вообще не шла. Но теперь разработчики программы подумывают о жилой функции, причем говорится о муниципальных квартирах. Ведь жилищный вопрос надо решать в городе, а дефицит земли только возрастает.
Но и в этом аспекте возникает много проблем. С одной стороны, опросы показывают, что горожане в принципе не против поселиться в небоскребах. Хотя большинство говорит о негласной границе - выше 12-14 этажей жить не очень хочется. При этом к «высотным» квартирам в большей мере проявляют интерес жители других регионов, которые хотят обзавестись в Москве запасным жилищем. Поэтому строить высотные муниципальные дома - довольно своеобразное занятие. Как заметил Юрий Лужков, стоит ли нам тратить бюджетные средства на такие объекты?
Наконец, появление на конкретной территории небоскреба, особенно в спальном районе, как правило, вызывает беспокойство жителей близлежащих домов. Высотка воспринимается этаким монстром, который разрушает привычный мир. Префект СВАО Ирина Рабер рассказала, что в ее округе намечено возвести 9 высотных объектов. Так вот по большинству из них имеются нарекания. По упомянутой высотке в проезде Серебрякова проблема, например, в том, что пришлось сносить гаражи. Жителям было предложено ставить машины на временную стоянку. Хотя изначально предполагалось строить гаражный комплекс, но о нем пока ни слуху ни духу. Другой пример - на Алтуфьевском шоссе намечалось еще три года назад развернуть строительство высотного здания. Но застройщик до сих пор так и не вышел на площадку. К тому же постоянно меняется целевое назначение зданий: сначала речь идет об офисах, потом принимается решение возводить жилой комплекс или наоборот. Но ведь обустройство прилегающих территорий в этих случаях будет совершенно разным. В итоге после обсуждения Юрий Лужков отправил документ на кардинальную доработку. Мэр потребовал внести ясность по всем проблемным аспектам, начиная с геологии и заканчивая целевым назначением будущих небоскребов.
Сергей Осипов Тверская, 13
Статья о недвижимости получена: IRN.RU