Мода — тетка соблазнительная и бессердечная, ради которой человечество вечно идет на всевозможные жертвы. Широкомасштабно и от всего сердца. Чего только стоят небоскребы, вытянутые, как длинные шеи раскосых бирманок, или туго застроенный, словно стянутый корсетом, исторический центр старого города! И тем не менее не быть модными мы просто не можем. Ни в вопросах внешности, ни в вопросах недвижимости.
Мода на недвижимость для Москвы — понятие относительно молодое, но отнюдь не легкомысленное. Оно заставляет уважать себя не менее онегинского дяди, причем, чем дальше, тем больше. Ну какие требования предъявляли к идеальной квартире и ее расположению московские граждане еще 10–15 лет назад? Чтобы она была. Это главное. Рожденные в дореволюционных домах или сталинских высотках могли отважиться на «эротическую фантазию» о размере (кухни) или высоте (потолков). Иногда можно было расслышать тихий диссидентский шепот на тему окон во двор. Но очень тихий. В основном же нормальный среднестатистический гражданин твердо помнил священную мантру: «Первый и последний этаж не предлагать», «Метро рядом».
О развитой инфраструктуре, доступности «Седьмого континента», ухоженной экологии или, упаси Боже, количестве несущих стен в самой квартире и речи не шло. Ребенок мог дышать «чистым» воздухом и по дороге в соседний гастроном, любимая собачка незатейливой породы — удобрять природу по соседству с подъездом.
В начале постперестроечных времен это райское неразделенное сознание было убито. Раз и навсегда. Подоспевший змий-соблазнитель уже приготовлял для новой Евы очередное сладкое яблочко, но та предпочла кирпич. Красный. Именно с него и началось первое модное дефиле частной застройки по подиумам Подмосковья. Россияне испокон веку (прошлого) были не равнодушны к этой «кирпичной» длине волны, и красные дома принялись плодиться, и размножаться, и населять подмосковную землю. Но не надолго. Многие дворцы размером ХХL — неопытные мечтания, реализованные неопытными профессионалами, — так и остались недостроенными. Романтический период «самостройка» закончился где-то к середине 90-х. Началась эра Haute Couture.
Свинка-копилка
Состоятельный бизнесмен снял малиновый пиджак, остепенился и оброс жизненным опытом. Сквозь этот опыт он совершенно по-новому взглянул в глаза моде на недвижимость. И увидел ее гораздо ближе. Вплоть до внутренностей. Именных. На интерьерном подиуме появилась не только плитка от Версаче, диваны от Фенди и светильники от Гуччи, авторским стал и сам процесс сборки пространства.
Как известно, аппетит приходит во время еды. Наиболее эстетически и финансово подкованные граждане принялись коллекционировать квадратные метры от известных компаний и модных архитекторов с не меньшей страстностью, чем их жены — наряды от великих кутюрье. Пожив некоторое время в стильном хай-теке от какого-нибудь с Большой буквы дизайнера... Наши граждане быстро замерзали глазами, терялись в прозрачности и, вспоминая недели, проведенные в «Рице», заказывали новые апартаменты в стиле сочувствующей человеческому бытию «вечной классики». Старые квартиры в основном шли в копилку.
Кроме живого интереса к истории стилей и материальной культуры начала возникать и более насущная, прозаическая необходимость квартирного размножения. Например, каждому уважающему себя человеку непременно нужны представительские апартаменты, для деловых переговоров и корпоративных party, а также просто квартиры для семьи и жизни. Но в созданных под лозунгом «искусство для искусства» имиджевых квадратных километрах быт в стоптанных тапочках и махровых халатах чувствовал себя не уютно. Миновав этап искусствоведческий, модный маятник качнулся в противоположную сторону. Ближе к телу.
Дранг нах Вестен
В последние годы Запад одарил нас не только оптимистическим кинематографом, оздоровительной психотерапией и тонизирующим фитнесом, но и общей модой на здоровый образ жизни. Забота о собственном теле с дальним прицелом на адекватность духа породила массовое занятие спортом в личной жизни и экологическое направление в развитии моды на престижную недвижимость.
Модный маятник, проделав дугу, снова устремился в сторону загорода, революционно поставив традиционный образ жизни с ног на голову: жизнь делалась на лоне природы, а в городе проводился weekend. Начался широкомасштабный «марш на Запад», наиболее престижное и экологически чистое направление Ближнего Подмосковья.
Мода на Рублевку развивалась с запредельной скоростью и вскоре породила не только фантастические цены, но и массу вполне реальных проблем. Само название места гипнотизировало не хуже киплинговского горного удава Каа. Участки покупались без оглядки на инфраструктуру, наличие школ и детских садов, аптек, продуктовых маркетов и прочих бытовых глупостей. Впрочем, ходить на платформах или дышать в корсаже полной грудью тоже никогда не было удобно. Но главное — модно.
Через несколько лет рублевская земля оказалась обетованной настолько, что в самом сердце завета с богами недвижимости избранный народ запросто мог остаться летом без воды, зимой без электричества. Что уж говорить о помехах с мобильной связью и подступах к Москве!
В скором времени следующему поколению продвинутых граждан пришлось начать двигаться уже в других направлениях. Например, на ранее вовсе не модную Дмитровку. Почему именно туда? «Виновата тут наша традиционная политизированность вместе с модой на спорт, — рассказывает Андрей Патрушев, представитель агентства элитной недвижимости Penny Lane Realty. — Раньше на первом месте был большой теннис, и практически у каждого на Рублевке имелся собственный корт. После прихода к власти Владимира Путина спортивные приоритеты поменялись, и самым модным видом спорта стали горные лыжи». Тут Рублевка пасовала. Дмитровское направление же максимально соответствовало требованиям развития лыжных курортов. Сегодня оно является обладателем нескольких элитных поселков, количество которых в течение следующего президентского срока скорее всего будет возрастать. Так что, смазывайте лыжи, господа!
Скажи мне, кто твой сосед...
Кроме экологии, любви к власти и спортивной моды на выбор ареала обитания давно уже влияет и человеческий фактор. Кто живет с тобою рядом — вот это важно. Не только для тебя, но и для твоего бизнеса.
Совершенно очевидно, что для крупного бизнесмена выгодно жить рядом с крупным банкиром. Как и наоборот. Если деловой партнер живет на Остоженке, то никакое отсутствие парковок или возможности утреннего джоггинга не смутит бравого бизнесмена. Если на Рублевке, то любые пробки покажутся в розовом свете (главное вовремя надеть модные очки). Интересы дела превыше всего.
Кстати, об Остоженке. Для Москвы «последний писк» в центре раздается в первую очередь в районе Остоженки, которая была, есть и будет наряду с практически неприкосновенным Арбатом одним из самых перспективных исторических районов столицы. Жизнь в тихом центре является вторым, альтернативным (правильно сказать — противоположным) экологическому направлением моды на недвижимость последнего сезона. Впрочем, это не ново, жить в старом центре модно было всегда. Именно поэтому тут возникает проблем не меньше, а порой даже больше, чем с загородным вариантом.
Первая и главная проблема — это практически полное отсутствие свободных площадей под новую застройку, что порой порождает такой малоинтересный продукт, как «элитная высотка». Есть и еще целый список проблем: своеобразие тамошнего архитектурного наследия, постоянная стройка под окнами, маленькие дворики, сложности с парковкой, постоянные пробки в центре и многое другое.
Весьма оптимистично застройщики и риэлторы смотрят на Патриаршие пруды, которые продолжают оставаться одним из наиболее привлекательных районов. С другой стороны, покупка апартаментов на Патриарших, как и в любом другом историческом месте Москвы, — вопрос деликатный. «Если вы состоятельный человек и приобрели квартиру в каком-нибудь красивом здании конца позапрошлого — начала прошлого века, одним словом, в доме a priori с деревянными перекрытиями, сделали там дорогой ремонт и счастливо себе зажили, не радуйтесь раньше времени. Вы наступаете на мину замедленного действия, — делится опытом архитектор Ирина Бордюкова. — На старые дома в престижном центре всегда идет охота, и крупные банки, выкупив подобный дом, под флагом реконструкции ветхих перекрытий (а столетние деревянные перекрытия могут оказаться таковыми в любой момент) вправе выселить жильцов в другой дом или район. Что уже случалось не раз».
Отреставрированный особняк впоследствии, разумеется, снова поступит в продажу, но уже по совершенно другой цене. Деньги, вложенные в ремонт и дизайн интерьера, пропадут безвозвратно. Поэтому при покупке квартир в домах «пенсионного» возраста хорошо бы заранее выяснить перспективный план развития района на ближайшие годы. Подобный риск гораздо чаще, чем проблемы с выгулом модной собачки (mastiff neapolitana) или собственного ребенка (homo sapiens), с отсутствием парковочных мест и малой пропускной способностью узких переулков, сподвигает потенциальных покупателей на приобретение недвижимости в престижных новостройках.
Москва Футуристическая
Развитие моды на новостройки — процесс добровольно-принудительный. Загнать граждан железной рукой в светлое (т. е. с панорамными видами сквозь бесшовное остекление) будущее — не пустое обещание. Именно высотки и пентхаусы — в первых рядах модного и престижного дефиле. Важным аргументом в пользу малых небоскребов является не только новизна последних для столицы, но и ценимый во всем мире «высокомерный» вид из окна, часто обходящийся покупателю дороже самой недвижимости.
В Москве победоносное шествие нового элитного строительства наблюдается в первую очередь в Западном и Северо-Западном районах. Благоприятная экология, близость лесопарковой зоны и Москвы-реки заставляют элитных застройщиков биться за каждую пядь земли не на жизнь, а на смерть. Моду следующего сезона наряду с «Алыми парусами» и «Триумф-паласом» представляют и старые, заслуженные топ-модели, такие, как район Юго-Запада и Кутузовский проспект. Последний в большей степени со стороны Поклонной горы.
В следующем году начнется строительство и элитного комплекса класса Б на Мичуринском проспекте. Здесь уже умудренные жизнью застройщики планируют создать не только традиционную для подобных комплексов инфраструктуру, но даже собственную специальную школу, где, например, для преподавания иностранных языков будут выписываться их зарубежные носители. «К одному из наиболее модных районов можно отнести и Воробьевы горы, — рассказывает Андрей Патрушев. — В следующем году за Поклонной горой, в районе бывшей ближней дачи Сталина, начнется строительство нового элитного комплекса «Ближние дачи». Также большое внимание планируют уделить обновлению Мосфильмовской улицы. Особенно перспективным считается и Китай-город». Как ни странно, тут еще остались свободные места с многообещающими видами на Кремль и близлежащие церкви.
Быть ближе к власти — земной и небесной — непреодолимый соблазн для многих застройщиков и клиентов. И уж на это мода не пройдет никогда.
Карина Яновская Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU