Постановлением столичного правительства «О результатах государственной кадастровой оценки земель г. Москвы» были утверждены показатели кадастровой стоимости столичных земель. Поскольку в соответствии с этим постановлением арендная плата и ставка налога за землю будут рассчитываться на основе кадастровой стоимости каждого отдельного участка земли, возникает ряд вопросов. Первый: как отразится появление подобных «тарифов» на землю на строительстве объектов недвижимости? Второй: а не «похоронят» ли эти показатели стоимости малый и средний бизнес?
В 2000 году был принят Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон). В соответствии со ст. 1 кадастр — это систематизированный свод сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков. В нем содержатся данные о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации. Кроме этого информация о расположенных на земельных участках объектах. Обратите внимание: в самом понятии кадастра нет никакого указания на необходимость определения стоимости каждого земельного участка! Однако в той же статье встречается понятие «государственный кадастровый учет земельных участков». Под данным термином законодатель понимает описание в Едином государственном реестре земельных участков. Таким образом, каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других и осуществить его качественную и экономическую оценки. Более того, одной из целей создания и ведения государственного земельного кадастра (в соответствии со ст. 4 Закона) является обеспечение экономической оценки земли, учета ее стоимости в составе природных ресурсов и установление обоснованной платы. Размер платы должен указываться в Едином государственном реестре земель.
И вас посчитаем!
В мае 2003 года правительством Москвы была утверждена кадастровая оценка городской земли, которую провел Москомзем. Результаты оценки: 1516 кадастровых кварталов и неоправданно высокие цены на землю. При этом в постановлении столичного правительства № 417 прямо указывается, что «возможно применение результатов государственной кадастровой оценки земель в качестве базовой основы для исчисления земельного налога, арендной платы за землю, нормативной цены земли, стоимости права на заключение договоров аренды земельных участков». И не просто возможно. В постановлении правительство Москвы дает указание Москомзему, Департаментам имущества, экономической политики и развития Москвы совместно с городским Управлением Министерства РФ по налогам и сборам разработать в IV квартале 2003 года проекты необходимых документов. Они нужны для расчета стоимости городской земли исходя из показателей кадастровой оценки.
В соответствии с Приложением № 1 к постановлению правительства от 3 июня 2003 года дешевле всего обойдется земля, отведенная под военные объекты, садовые участки и промышленные предприятия. Однако в каждом округе Москвы и в каждом кадастровом квартале — свои расценки. Всего выделено девять категорий земель:
• земли под жилыми домами,
• земли гаражей и автостоянок,
• земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, АЗС и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса,
• земли учреждений и организаций народного образования,
• земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, спорта, культуры и искусства,
• земли под административно-управленческими предприятиями,
• земли под промышленными предприятиями, объектами коммунального хозяйства,
• земли под военными объектами,
• земли дачных и садоводческих объединений граждан.
Для каждой категории земли определена удельная стоимость в зависимости от того, в каком районе города расположен земельный участок. Кстати, кадастровая стоимость рассчитывалась с учетом уже действующих договоров аренды и купли-продажи недвижимости. Так что в ближайшее время разница между рыночной стоимостью земли и кадастровой исчезнет. Разумеется, она вновь появится, когда вырастут рыночные цены на землю. Тогда кадастровую стоимость определят заново, поскольку она рассчитывается на основе анализа имеющихся договоров аренды и купли-продажи. И так до бесконечности.
Это есть наш последний...
Застройщикам и арендаторам стоит учитывать, что цены будут «подстегиваться» дефицитом свободных площадей в центре города. Уже сейчас городской Департамент имущества проводит торги на получение права аренды помещений в различных округах Москвы. При этом почти все помещения — подвальные, и площадь многих из них крайне мала. Теперь представьте себе: организация затратила серьезные средства для победы на торгах в расчете на то, что арендная плата будет несколько меньше рыночных стандартов, а получит помещение фактически по рыночным расценкам. При такой системе любой «дикий» рынок в сравнении с государством просто «отдыхает». Остается надеяться на то, что система торгов будет упразднена или арендная плата не вырастет.
Застройщикам придется хуже всего, поскольку им необходима земля либо в долгосрочную аренду, либо в собственность. Понятно, что в любом случае они должны будут заплатить довольно приличные деньги в городскую казну. Но их «счастье» будет явно не полным: они должны будут передать городу еще и процент (и не малый!) от общего количества построенных квартир. Никто не спорит с тем, что городу нужно жилье для очередников, но зачем при этом так старательно «топить» застройщиков?
В последнее время некоторые застройщики для получения земель под строительство стали покупать предприятия и вместо них возводить различные объекты недвижимости. При этом предприятие закрывали, перемещали или уменьшали его территорию. После появления кадастровой стоимости земель выкупать предприятия станет невыгодно. А затевать процедуру банкротства в отношении какого-либо колосса на глиняных ногах слишком долго и дорого.
Вот и получается, что застройщик оказался на распутье. Первый вариант: платить государству за землю в престижных районах столько, сколько оно хочет. Второй: активно возводить новые дворцы на месте садов, гаражей и военных полигонов. Третий: просто перестать строить.
Впрочем, есть еще надежда на бюрократию: пока все необходимые нормы будут доработаны, а механизмы отлажены — пройдет какое-то время. Но рано или поздно цены вырастут. И тогда нужно будет понять: как долго определенная категория граждан сможет успевать за ростом цен на недвижимость, как долго мелкий и средний бизнес сможет оплачивать аренду офисов.
Есть, правда, вариант, при котором цены на рынке можно будет контролировать. Если крупные застройщики договорятся и снизят цены на квартиры и офисы, удельная стоимость теоретически должна будет снизиться. Но это слишком большой риск, который никому на сегодняшний день не нужен.
Время сверхприбылей в строительстве постепенно уходит в далекое прошлое. Однако хочется надеяться, что вслед за ним не исчезнет качество строительства и само строительство. Никто не спорит, что за землю необходимо платить, но при этом нужно учитывать не только фактор престижности того или иного участка, но и разные возможности пользователей земли.
Крайний срок исполнения постановления № 417 для чиновников определен первым кварталом 2004 года. К этому времени должны быть разработаны все необходимые для реализации постановления документы. Хочется надеяться, что 2003 год не станет последним годом активного строительства в Москве.
Иван Куприянов Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU