Давно известно, что культовый режиссер Гас Ван Сент (Gus Van Sant) снимает фильмы строго на любителя. Для широкой публики его картины слишком сложны и тяжеловесны, но даже в более узком кругу поклонников авторского кинематографа далеко не каждый может назвать Ван Сента своим любимым режиссером. О его картинах проще рассуждать, нежели смотреть, и яркий пример тому лента «Последние дни» (Last Days) , о которой можно разговаривать бесконечно долго и интересно, но вот пересматривать ее второй раз… увы, вряд ли.
Человек, похожий на Курта Кобэйна, бродит по лесу, по большому запустевшему дому и толи в полусне, толи в полубреду бормочет бессвязные фразы. Не отвечает на телефонные звонки, одевается в женское платье, берет в руки ружье, ходит с ним по комнатам.
Включает телевизор, слушает музыку, играет на гитаре, неохотно беседует со случайными гостями и соседями. Совершенно не понятно, нравится и нужна ли ему такая жизнь, да и жизнь ли это вообще. В конце концов, его труп увозят врачи и полицейские, но мы так и не узнаем, что заставило уйти его из жизни. Ведь это были всего лишь последние дни, а причина… возможно, она появилась гораздо раньше, если вообще была какая-то причина.
«Последние дни» - финальная часть трилогии Гаса Ван Сента о смерти. Сначала был «Джерри» (Gerry) - фильм о тех, кто находит свою смерть, затем «Слон» (Elephant) о тех, кто сеет смерть среди других, а теперь автор предлагает нашему вниманию историю о том, кто находится в ожидании своей смерти. В главном герое достаточно легко угадывается лидер культовой группы «Nirvana» - Курт Кобэйн (Kurt Cobain) – и по песням, которые он поет, и по манерам, и даже внешне. Но это лишь прообраз, картина слишком абстрактна для того, чтобы называть имена реальных людей.
На самом деле Блэйк (так зовут главного героя) уже давно ушел из этой жизни – задолго до момента, с которого начинается фильм, ведь не случайны ассоциации с его однофамильцем из картины Джима Джармуша (Jim Jarmusch) «Мертвец» (Dead Man). В глазах Блэйка не видно ни капли жизни. Он почти призрак, живой труп, добровольный зомби. И все бормотание, все его странные выходки – лишь ритуал для перехода из реального мира в мир потусторонний. Оттого мы и не видим сам процесс самоубийства, в случае с Блэйком переход происходит плавно и почти незаметно. Медитативная операторская работа и монтаж только подчеркивают это – мучительно медленный отъезд от окна длится столько времени, за которое могли бы застрелиться сотни Куртов Кобейнов и умереть от тоски тысячи зрителей, не готовых к восприятию вансентовского стиля.
Главный творческий прием режиссера – довести зрителя до состояния героя. Он был в «Слоне» и на нем полностью построены «Последние дни». Тарковскому этот фильм мог бы приглянуться. Уже к середине ленты вас начинает пожирать такая безысходность, что вам и без всяких логических объяснений становятся понятны причины самоубийства главного героя. Вот только тот же самый прием работает против Ван Сента – нам неприятен не только мир, изображенный в фильме, но и сам фильм.
Вы боитесь смерти? Вы думаете, что это страшно? Ван Сент считает, что это не так. Судя по его картинам, смерть – это очень скучно, невыносимо скучно. Простите за каламбур, смертельно скучно. Причем эта скучная смерть является логическим завершением такой же скучной жизни. И что самое страшное – из всего этого получается невыносимо скучное кино. Но ведь кому-то нравится скучать, не правда ли?
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия