Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище», рассчитанная на 2002–2010 годы, является сегодня основным инструментом Правительства РФ в проведении жилищной политики в стране.
Предтеча ФЦП «Жилище» — государственная целевая программа с тем же названием, которая была одобрена в 1993 году. Кроме нее существовали и другие проекты. В 2001 году всех их объединила ФЦП «Жилище». Но она тоже претерпела изменения с учетом национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Разработчики новой редакции программы — Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Минрегион, МЭРТ и фонд «Институт экономики города» (который в свое время готовил пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в России, в том числе Жилищный и Градостроительный кодексы).
Предполагается, что большинство людей смогут сами заработать на жилье и приобрести его на рыночных условиях, используя ипотечные кредиты. Государство несет обязательства по удовлетворению жилищных потребностей лишь части граждан льготных категорий, как записано в Жилищном кодексе. Кроме того, программа дает шанс на частичное покрытие стоимости квартиры за счет бюджетных средств молодым семьям.
Данные социологических исследований показывают, что проблема, связанная с жильем, стоит перед 61 % российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилое помещение, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилплощади составляет 1570 млн. кв. м, для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд на 46 %.
Реализация ФЦП «Жилище» будет происходить по четырем основным направлениям:
1) развитие жилищного строительства;
2) совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
3) совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
4) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, которые относятся к категориям, установленным федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.
Развитие жилищного строительства
Для решения задач этого направления принята подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». В ее рамках компании, которые будут заниматься подготовкой площадок под строительство жилья, получат поддержку в форме государственных гарантий РФ по заимствованиям, также им возместят часть затрат на уплату процентов по кредитам за счет бюджетных субсидий. Такую же помощь призваны оказывать субъекты РФ и муниципальные образования. Но общий объем государственных гарантий всех уровней не может быть более 80 % основной суммы долга по кредитам, выданным в 2006 году. В последующие годы поддержка сократится до 65 % в 2007 году и 50 % в 2008–2009 годах. Та же схема распространяется на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам.
Реализация мер подпрограммы обеспечит дополнительный ввод жилья в 2006–2010 годах общей площадью 61,6 млн. кв. м.
Совершенствование ЖКХ
Финансирование мероприятий по направлению «Совершенствование ЖКХ» будет происходить в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», на реализацию которой в 2006–2010 годах предусмотрено выделить из федерального бюджета 27,5 млрд. рублей.
Необходимым условием предоставления средств по этой подпрограмме является финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со стороны субъектов РФ, муниципальных образований и частных инвесторов.
В рамках подпрограммы будут также осуществлены мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и из жилищного фонда с высоким (более 70 %) уровнем износа.
С целью обеспечения прозрачности процедур государственной финансовой поддержки решено осуществить постепенный отказ от выделения бюджетных средств на подготовку к работе в зимних условиях и переход к использованию для данных целей кредитных ресурсов.
Развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья
Данное направление предполагают развивать за счет оказания государственной поддержки Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). В целом за 2006–2010 годы будут предоставлены государственные гарантии РФ по заимствованиям АИЖК в размере 138 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на увеличение уставного капитала агентства составят 22,2 млрд. рублей.
Государственная поддержка АИЖК, по мнению разработчиков ФЦП «Жилище», в 2006–2007 годах позволит расширить возможности рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и снизить ставки по ним. В 2006–2007 годах для улучшения жилищных условий 446 тыс. семей смогут воспользоваться ипотечными кредитами, а в 2006–2010 годах их станет более 1,4 млн. В 2007 году объем выданных ипотечных жилищных кредитов и займов должен составить 151 млрд. рублей, что в 7,6 раза больше по сравнению с 2004 годом, а в 2010 году — 415 млрд. рублей, то есть в 2,7 раза больше по сравнению с 2007 годом. При этом около 30 % кредитов будут рефинансированы в АИЖК.
Предусмотрена отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой такие семьи получат субсидии из бюджетов на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья либо строительства индивидуального жилого дома. Размер субсидий зависит от того, есть в семье дети или нет. В последнем случае субсидия составит не менее 35 % от средней стоимости жилья (в том числе 10 % за счет средств федерального бюджета и не менее 25 % за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов). Молодые семьи, имеющие одного и более ребенка, смогут получить субсидию не менее 40 % от средней стоимости жилья (в том числе 10 % за счет средств федерального бюджета и не менее 30 % за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).
Причем предполагают, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей субсидий (молодых семей) и других источников.
Всего за 2006–2010 годы в рамках подпрограммы улучшат жилищные условия 181,7 тыс. молодых семей, в том числе в 2006–2007 годах — 69,5 тыс.
Выполнение государственных обязательств в отношении некоторых категорий граждан
Обеспечение жильем граждан, которые относятся к определенным категориям, установленным федеральным законодательством, будут осуществлять посредством выпуска государственных жилищных сертификатов в рамках отдельной подпрограммы. Речь идет о военнослужащих, увольняемых (и уволенных) с военной службы, и приравненных к ним лицах, о выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о гражданах РФ, постоянно работающих на комплексе «Байконур» и подлежащих отселению, о тех, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», о пострадавших в результате этих аварий, а также о ветеранах подразделений особого риска и о вынужденных переселенцах.
На финансирование данной подпрограммы за счет средств федерального бюджета предусмотрены расходы в 2006–2010 годах в размере 133,1 млрд. рублей. Реализация подпрограммы позволит выполнить в 2006–2007 годах государственные обязательства по обеспечению жильем 46,1 тыс. семей из числа тех, кто имеет отношение к той или иной из перечисленных категорий граждан.
В целом в 2006–2010 годах такие обязательства будут выполнены в отношении 132,3 тыс. семей, что составляет 18,6 % от общего числа нуждающихся в улучшении жилищных условий (относящихся к указанным категориям граждан).
Общий объем финансирования ФЦП «Жилище» в 2002–2010 годах — 902,4 млрд. рублей. Он включает средства федерального бюджета (298,8 млрд. руб.) и бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, частных инвесторов и граждан.
Координацию процесса реализации ФЦП «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм осуществляет межведомственная рабочая группа по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Мониторинг реализации ФЦП «Жилище» решено проводить в субъектах РФ ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития России.
--------------------------------------------------------------------------------
По расчетам авторов ФЦП «Жилище» к 2010 году страна должна выйти на следующие показатели:
21,7 кв. м — размер жилой площади на одного человека (в 2004 году — 20 кв. м);
3года — совокупный денежный доход семьи из трех человек за такой срок (в 2004 году — за 3,9 года) будет равен средней стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м;
30 % семей смогут приобретать жилье с помощью собственных и заемных средств (в 2004 году — 9 % семей);
80 млн. кв. м — годовой объем ввода жилья (в 2004 году — 41,2 млн. кв. м);
415 млрд. рублей — объем выдаваемых гражданам ипотечных жилищных кредитов и займов в год (в 2004 году — 20 млрд. рублей);
5–7лет — среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования (в 2004 году — 15–20 лет);
181,7 тыс. молодых семей будут обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета в 2006–2010 годах;
132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшат жилищные условия за счет средств федерального бюджета в 2006–2010 годах;
до 50 % будет снижен уровень износа основных фондов коммунального хозяйства (в 2004 году — до 60 %).
--------------------------------------------------------------------------------
Валентина Павлова Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU