Совет Федерации одобрил Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в отношении установления требований к указанию стоимостных показателей".
Теперь же, после того как закон будет утвержден президентом, с 1 июля сего года из рекламных объявлений (в том числе о продаже объектов недвижимости) исчезнут доллары и условные единицы.
Всего-то год назад, когда законопроект, направленный на укрепление национальной валюты, был внесен в Госдуму, большинство участников рынка недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга скептически относились к возможности перехода на рублевые цены. Сегодня наблюдается прямо противоположная картина: препятствия растаяли в воздухе, а сомнения остались в прошлом.
Былое и Дума
Идею запретить использование валютных обозначений в повседневной жизни предложил академик Евгений Велихов, секретарь Общественной палаты.
Эта мысль без особых последствий высказывалась и ранее, но ныне, поддержанная спикером Госдумы Борисом Грызловым, превратилась в законопроект. Его внесли в мае прошлого года единороссы под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением запрета указывать цену товаров, работ, услуг в иностранной валюте".
Попытка укрепления рубля с помощью законодательных мер, надо сказать, уже предпринималась властями в конце 2004 года. В Закон "О защите прав потребителей" внесли соответствующую поправку, согласно которой продавцов обязали указывать цену на товар строго в рублях. Однако за соблюдением данного требования почему-то не следили.
Субъекты рынка недвижимости реагировали на новую инициативу весьма сдержанно: дескать, все равно ничего не примут. Аргументы подбирались тоже не очень убедительные: нарушение традиции делового оборота, затруднение расчета между покупателем и продавцом квартиры, неудобство обращения с миллионными нулями и так далее. Вплоть до того, что, мол, пятитысячных рублевых купюр в обращении немного, а, следовательно, в банковскую ячейку такую кучу рублей не поместить.
Больше других волновались оценщики. И имели к тому некоторые основания. Например, при сравнительном методе оценки без данных западных рынков не обойтись. А разные валюты - это еще и разные ставки дисконтирования. Поэтому пересчитать стоимость по текущему курсу в сфере оценки не всегда возможно.
Однако минул год, и все - застройщики, риэлторы, ипотечные брокеры и остальные - сменили тональность. Теперь рублевые цены если не благо, то как минимум насущная необходимость. И даже политкорректность играет совершенно подчиненную роль.
Фронт без флангов
Попробуем разобраться с причинами, по которым рынок недвижимости якобы игнорировал рубль, как национальную валюту.
Во-первых, Москва и Петербург - далеко не вся Россия. Но именно в них цены на квартиры традиционно номинировались в долларах. Эта традиция сложилась не на пустом месте: рубль был нестабилен, и все сбережения граждан находились, как правило, в долларах. Через некоторое время более стабильной валютой стал евро, но привычка оказалась настолько сильной, что по инерции сохраняется.
Во-вторых, доказал или не доказал рубль свою состоятельность - вопрос спорный. Однако курс его по отношению и к доллару, и к евро на сегодняшний день стабилен. Для "остальной России" это стало очевидным уже давно. Теперь законодательная власть (при несомненной поддержке исполнительной) пытается донести эту мысль и до двух столиц. Судя по отзывам представителей бизнес-сообщества, они не возражают.
Реклама - как двигатель
Отвлечемся на какое-то время от темы, которая заявлена в качестве главной. Из-за чего разгорелся весь сыр-бор? Положа руку на сердце, из-за одной, но очень лаконичной поправки в Закон "О рекламе". (А именно - из-за внесения в него статьи 71.)
Она гласит: "В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте".
Между прочим, заметим, что Закон о рекламе, как и Закон о СМИ, для нераскрученных на федеральном уровне депутатов является чем-то вроде приводного ремня к массам по типу советских профсоюзов. Нужно заявить о себе во всю мощь - готовь поправки. На каждый из этих законов за совсем недолгое время их действия в силе приходится примерно по 80 (!) поправочных инициатив. И неважно, что девять десятых из них отклонены, либо отправлены на длительную доработку, либо вообще написаны без особого знания русского языка даже в пределах среднего общедоступного образования. Внимание публики гарантировано: о себе, любимых, средства массовой информации напишут всегда, а о своих рекламодателях, по их ненастойчивой просьбе, - тем более. Вот вам и пиар во всероссийском масштабе…
Традиционализм в кубышке
При нынешних петербургских ценах однокомнатная квартира стоит около $80 тысяч. Если перевести эту цену в рубли, получается нечто с очень большим количеством нулей. Это, естественно, не очень удобно для потребителя.
Проблема, впрочем, выглядит надуманной. Некоторое время большинство народонаселения осуществляло накопления в долларах. И относилось к рублям скептически.
Попробуем экстраполировать ситуацию в несколько иной плоскости. Никаких мантр и зомбирования, просто взгляд в недалекое будущее без истерик и предрассудков. Европа переходила на евро без особых, видимых из России, проблем. Правда, кроме того еще и на метрическую систему.
По сути, никаких реальных тормозов внутри рынка для того, чтобы перейти с долларов на рубли, нет. Завтра (допустим, с 1 июля 2007 года) скажут: "Квартира стоит 3 млн. рублей". Среднестатистический риэлтор какое-то время - может месяц, а может и два - будет автоматически пересчитывать эту сумму в доллары. Потом, скорее всего, привыкнет, и это уже не будет вызывать никакой идиосинкразии.
Правда, впоследствии, когда все привыкнут к рублевым ценам, изменится шаг, на который продавец готов отступить. Сегодня он за маленькую квартиру составляет $500, а каким станет потом - сказать сложно. Скорее всего, 10 тыс. рублей.
Переоценка ценностей
Вообще же ситуация складывается более чем интересная. Периодические издания в качестве ведущих рекламных носителей становятся полноправными участниками рынка недвижимости, никак не менее влиятельными, чем агентства. Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях, любое одноразовое несоблюдение Закона "О рекламе" грозит юридическому лицу, в том числе и СМИ, денежным штрафом в размере 500 тыс. рублей (5000 МРОТ). Понятно, что в листингах многие тысячи предложений и платить за каждое - разорению подобно.
Более того, при принятии поправок в Совете Федерации по предложению Комиссии по информационной политике в стенограмму заседания было внесено протокольное поручение - о разработке изменений в КоАП. Надо полагать, речь идет не о смягчении санкций.
В итоге имеем следующее: так называемые профессиональные участники рынка уже смирились. И их можно понять. Вся реклама от потребителей практически единомоментно переходит в рублевый формат. Через какой-то месяц продавцы квартир перестают понимать, что такое доллар и с чем его едят. Строители под угрозой команды Федеральной антимонопольной службы (ФАС) перестанут меряться условными единицами, риэлторы находят 5-тысячные купюры - и никаких проблем.
Игорь Воронин Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU