Рецепты борьбы с пробками, сегодня предлагаются самые разные: от разумных до экзотических. Среди них — и разработка адекватной градостроительной политики, и строительство новых дорог, развязок и паркингов, и некоторые вынужденные ограничения движения, и наконец, — прекращение коммерческого жилищного строительства в Москве.
Внимание сотрудников аналитического центра www.irn.ru не мог не привлечь призыв к остановке строительства, и мы решили разобраться, способствуют ли на самом деле столичные новостройки созданию дорожных пробок.
О дефиците жилья и спросе на автомобили
Действительно, на первый взгляд, складывается впечатление, что количество автомобилей в городе автоматически увеличивается за счет появления в Москве новых жителей, купивших себе квартиры в новостройках. Но с этим можно поспорить — люди, покупающие новое жилье в Москве, появились в городе не вчера.
Это или москвичи (по данным риэлтерских агентств лишь около 20%-30% столичных квартир приходится на долю иногородних покупателей) или те, кто уже несколько лет живет и работает в Москве. Многие квартиры, приобретаемые для вложения денег, вообще пустуют. К тому же все современные новостройки сейчас оборудуются подземными паркингами, что позволяет в какой-то мере решить гаражную проблему и не загромождать дворы. Машиноместа в таких паркингах, конечно, недешевы, но это — отдельный вопрос. Кстати, парковочных мест не хватает на территории старой застройки, они просто не предусматривались проектом.
Так что не покупатели новых квартир виноваты в толкотне на московских дорогах.
Теперь представим себе фантастическую картину: городские власти вняли советчикам и резко ограничили строительство в городе. Что дальше? На рынке недвижимости быстро наступит паника, люди кинутся скупать все, что продается. В оставшихся новостройках квартир на всех не хватит и цены пойдут вверх. Ситуация начнет развиваться по сценарию 2006 года, когда жилье стремительно подорожало в два раза.
Заметим, что в 2006 году бум наблюдался не только на квартирном рынке, но и автомобильном. Тогда граждане махнули рукой на недоступные квартиры, подсчитали отложенные на покупку жилья деньги и отправились за утешительным призом в ближайший автосалон. После чего во дворах спальных районов выстроились стройные ряды новых «Infiniti», «Lexus» и «BMW».
Что касается точечной застройки, то, как уверяют городские власти, она будет прекращена, и сейчас достраиваются лишь объекты по старым контрактам. На высоком уровне уже не раз заявлялось о приоритете комплексного освоения городского пространства, а значит, новое строительство будет сразу вестись кварталами либо сопровождаться реконструкцией уже существующей застройки. Соответственно, проектом будет заложена необходимая инфраструктура, в том числе – паркинги и удобные подъезды к домам.
Поэтому новое строительство не может быть причиной пробок на дорогах – проблемы строительства жилья и организации движения транспорта лежат в разных плоскостях. А до идеи построить дом посреди магистрали пока еще не додумался ни один, даже самый лютый застройщик.
На Западе все давно придумали
Одна из главных причин, породивших пробки — массовая доступность личного автотранспорта. Сегодня практически любой москвич может купить машину. С советских времен количество машин на дорогах Москвы выросло в разы. Добавим сюда такой фактор, как крайне низкая культура водителей, и этого уже становится достаточно, чтобы создать, мягко говоря, некомфортную обстановку в городе.
Похожие проблемы есть у всех крупных столиц мира, но там научились с ними справляться. Строительство жилья при этом никто не останавливает Почему бы не воспользоваться проверенным опытом? Специалисты аналитического центра www.irn.ru полагают, что в условиях рыночной экономики наиболее эффективный рычаг воздействия на ситуацию — экономический. Самое простое — в центре города ограничить разрешенные парковочные места вдоль дорог и на тротуарах, что существенно расчистит проезжую часть. А для тех, кому нужно поставить машину на время — организовать сеть подземных платных паркингов. И водители лишний раз задумаются – стоит ли им ехать в центр города на собственной машине или нет.
В европейских столицах в центральную, историческую часть города едут в основном те, кто там живет и имеет законное парковочное место или работает и может поставить машину около офиса. Попробуйте припарковаться в неположенном месте – вашу машину увезет эвакуатор, да еще придется заплатить штраф. Остальные горожане спокойно пользуются общественным транспортом.
Конечно, все эти меры не заменят строительства новых дорог, тоннелей и развязок, а также ремонта существующих, но от лишних машин расчистить город помогут. Но – при условии строжайшего исполнения установленных правил.
Аналитический центр IRN.RU
Статья о недвижимости получена: IRN.RU