Институту Генплана Москвы поручено актуализировать действующий Генеральный план развития столицы до 2025 года. За скучным словом "актуализация" на самом деле скрывается наше, московское, будущее. Сегодня его еще можно изменить и поправить. Как распутать клубок дорожных проблем, пока Москва окончательно не встала? Нужно ли городу застраиваться прежними безумными темпами, если мы не хотим окончательно попасть в экологическую и транспортную удавку, сохранять зеленые пространства, чтобы столица не задыхалась, как больной-сердечник?
Продолжая дискуссию о стратегии развития столицы, обозреватель "Известий" Наталья Давыдова беседует с заместителем директора НИиПИ Генплана Москвы Олегом Баевским.
"Мы хотели привлечь в город инвестиции. Мы их привлекли. Но выявились другие проблемы"
вопрос: Старый Генплан был разработан до 2020 года. Но, видимо, не все пошло по плану и в развитии столицы появились тенденции, которых следовало бы избегать?
ответ: Актуализация была необходима в любом случае. Представим: мы разработали план до 2020 года и так до 2020-го в нем и "едем". Приехали и начали разрабатывать следующий Генплан. Это же невозможно. Генплан, который мы сегодня актуализируем, принципиально отличается от того, что был разработан в 1989-1999 годах. То был Генплан возможностей. Мы разрабатывали его в сложных экономических условиях, пытаясь привлечь в город инвестиции. Мы их привлекли. Но в результате выявились другие проблемы - в первую очередь недостаточная защищенность социальных гарантий, общественных интересов. Поэтому новый, актуализированный Генеральный план мы рассматриваем в первую очередь как Генплан необходимостей. Он должен точно сказать, что является предметом социальных гарантий для населения.
в: Сегодня много говорится о серьезной нагрузке на человека и экологию из-за излишне плотной столичной застройки.
о: Плотность застройки сама по себе - не плоха и не хороша. Главное - договориться о социальных гарантиях для каждого горожанина. В этом году впервые разработан проект закона, в котором перечисляется, что является предметом таких гарантий: в составе жилых групп и микрорайонов на каждого жителя устанавливается определенная доля территорий общего пользования, придомовых, свободных. Тем самым ограничивается плотность застройки.
"Теперь МКАД - Садовое кольцо столичного региона"
в: В 10-15-километровом лесопарковом поясе вокруг Москвы в 1960-е годы проживали около 1 млн человек, в наше время - уже 3 млн. Но разве эти "легкие Москвы" не должны являться зоной городских интересов?
о: Федеральное законодательство очень жестко регулирует взаимоотношения субъектов федерации. В актуализированном Генплане будет раздел, смысл которого в том, что у Москвы имеются свои интересы на территории области. А у области - интересы в Москве.
в: Но они не всегда совпадают. Один из руководителей вашего института недавно заявил, что мы фактически лишились лесопаркового пояса, его уже нет в природе.
о: Этот процесс в рыночной экономике неизбежен. Раньше мы считали, что есть такой большой барский дом - Москва, а вокруг нее - вотчина, "огороды". Но ситуация изменилась, на "задах" Москвы теперь расположены очень важные для области территории. И Москве нужно научиться договариваться с областью по поводу их развития. Нельзя сохранить девственную природу на границе столицы, ведь Московская область тоже должна развиваться.
в: И где же выход?
о: Для начала надо понять, что теперь МКАД - Садовое кольцо столичной агломерации. Надо рассматривать "сидящие" на ней объекты не как случайные, эксплуатирующие дорогу, а как центры обслуживания сопредельных территорий Москвы и области. А периферийная зона города давно находится за пределами МКАД. И люди там ведут такой же городской образ жизни, как и москвичи. Должна быть единая политика развития.
"40 процентов построенного жилья не участвует в решении квартирного вопроса москвичей"
в: Сегодня Москва строит жилье, серьезно опережая темпы, заложенные в Генплане. Можете сказать, насколько?
о: По экспертным оценкам, на 10 лет. При нынешних темпах мы выйдем на запланированный к 2020 году объем жилого фонда в 230 млн кв. м уже в 2010 году. При этом примерно 40 процентов фонда города не участвует в улучшении жилищных условий москвичей. А развитие транспортной инфраструктуры на 10 лет отстает. Эта "вилка" в 20 лет - одна из самых серьезных проблем Москвы.
в: Как можно ее разрешить?
о: Наши коллеги в Лондоне уже поняли, чем больше дорог, тем больше на них приходит машин. В актуализированном Генплане акцент будет сделан на развитие общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлов.
в: Независимые эксперты утверждают, что Институт Генплана Москвы не знает, где и сколько в городе мест приложения труда. А без этого невозможно решить, где нужно размещать и эти узлы, и, например, перехватывающие стоянки.
о: Сегодня у нас появились очень интересные данные Пенсионного фонда о местах приложения труда.
в: Судя по этим данным, чуть ли не 30 процентов москвичей приезжают работать в центр.
о: Правильнее сказать, что через центр проходит около 30 процентов транзитных трудовых миграций. Чтобы не перегружать его сверх меры, нужно создать возможность хордового обхода центра. Ключевыми должны стать две хорды: северная и южная. В дополнение планируются западная и восточная, правда, меньшего технического класса, но вместе они создадут новый замкнутый контур, позволяющий обходить самые загруженные городские районы.
в: Хорды - идея не новая. Но сегодня некогда зарезервированные под них территории застроены, в том числе и жильем.
о: Южная и северная трассы абсолютно реальны. Они должны пройти в том числе по отрезкам существующих улиц, их не по живому будут проламывать.
в: Вы предлагаете сосредоточиться на южной и северной хордах только потому, что их реальнее проложить. Или они нужнее городу?
о: Нужнее. К тому же каждая из них подхватывает по два федеральных коридора. Есть такие главные радиальные направления за пределами города, трассы федерального значения, получившие название федеральных коридоров. И как раз эти хорды свяжут эти направления. Получатся своего рода федеральные заезды и выезды из Москвы.
в: В этом проекте поучаствуют и федеральные деньги?
о: Мы, безусловно, будем на этом настаивать.
"В сплошной пробке мы не встанем никогда. Разговоры, что жизнь завтра прекратится, смешны"
в: Но хорды не панацея. Специалисты предупреждают, что при нынешнем отставании со строительством дорог через три-четыре года город встанет в одной сплошной пробке.
о: Кстати, вы в курсе, что, по нашим нормативным расчетам, улично-дорожная сеть должна занимать треть территории города? Вы хотите жить в городе, треть которого заасфальтирована под дороги? Лично я предпочту, чтобы хотя бы половину от этой трети занимал природный комплекс. А в сплошной пробке мы не встанем никогда. Посмотрите, как живут в странах, где уровень автомобилизации гораздо выше. К Нью-Йорку тоже можно подъезжать по три-четыре часа. Но люди ездят. Это вопрос внутренних допущений. Разговоры, что жизнь завтра прекратится, смешны. Те, для кого жизнь в столице невыносима, уедут из Москвы. Кто кого силком тащит в Москву? Не нравится - не живите. Я периодически получаю письма от пенсионеров, в которых они пишут: "Когда вы прекратите высотное строительство? Надо строить малоэтажные дома". Но где бы они жили, если бы Москва была застроена малоэтажками? Многоэтажная застройка, интенсивность использования территории - это плата за выбор, который нам предоставляет столица страны. Конечно, никого не радуют пробки. И нужно принимать меры. Но Москва никогда не превратится в мегаполис, в котором не будет никаких проблем. Другое дело - если город осознанно не сменит курс, не сделает упор на развитие общественного транспорта, то ситуация коренным образом не изменится.
в: Английская столица записала в своей стратегии развития, что к 2020 году большинство лондонцев будут пользоваться общественным транспортом. А какие у нас ориентиры?
о: А у нас уже сегодня 70% пассажирских перевозок взял на себя общественный транспорт, в первую очередь - метрополитен. В том-то и беда. Сколько ни развивай автодорожную сеть, ни создавай условий для автомобильного транспорта, на общую картину это не повлияет. А развитие общественного транспорта, особенно внеуличного - очень дорогое удовольствие. К тому же из-за дефицита земли придется заняться ее "вторичным" использованием: создавать новые ярусы наземных транспортных сооружений, в том числе - железных дорог, активно уходить под землю.
Четыре варианта развития. Какой выбрать?
вопрос: Специалисты вашего института составили четыре варианта развития и застройки Москвы до 2025 года. И многие поддерживают вариант, где предлагается разместить "новый город", его общественно-деловые центры между Третьим и Четвертым транспортными кольцами и новыми хордами, а периферию - оградить от застройки, максимально сохранив зеленые клинья. Почему?
ответ: Город должен рассматривать районы, примыкающие к МКАД, как наш лесопарковый защитный пояс. Другого у нас не будет. Потому зону интенсивного развития необходимо ограничить новым хордовым кольцом.
в: Что ждет Москву, если этого не произойдет?
о: При нынешних темпах строительства жилья к 2025 году Москва будет иметь жилой фонд примерно 300-320 млн кв. м против 200 млн нынешних. И тогда плотность застройки, которую мы сегодня планируем для срединной зоны, окажется характерной для периферийной. Иначе говоря, город переуплотнится. Причем даже периферийные районы. Что может привести к срастанию столичной застройки с застройкой на прилегающей территории. В общем, город начнет расплываться, как масляное пятно.
в: Но вы же предлагаете альтернативу?
о: Альтернатива, как я уже говорил, в сохранении периферийных районов города как своего рода внутреннего лесопаркового защитного пояса Москвы. И в сдерживании застройки в пределах хорд. Но для этого к 2025 году город должен ограничиться жилым фондом в 260-280 млн кв. м.
Действующий Генплан мегаполиса - третий в истории
Первым был "сталинский", 1935 года. Вторым - Генплан 1971 года. Третий Генплан подготовлен на основании материалов, которые разрабатывались в 1989-1999 годах. В 1999 году он был одобрен постановлением правительства Москвы, в 2005 году - закреплен законом о Генплане. Это был первый перестроечный план, сделанный в новых социально-экономических условиях, основной задачей которого было обеспечить скоординированность действий множества независимых субъектов экономической деятельности в новых реалиях. Впервые Москва и Московская область выступали в нем как независимые субъекты планирования, которые разрабатывали собственные документы.
Наталья Давыдова Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU