Если он приедет в "Золотые ключи-2" на своем "Запорожце"
В этом августе жильцы элитного жилого комплекса "Золотые ключи-2" обнаружили на информационных стендах в своих подъездах довольно необычные даже для Москвы объявления. Администрация решила запретить въезд на территорию комплекса автомобилей отечественного производства - "в связи со значительной опасностью российских транспортных средств для окружающей среды и высоким уровнем издаваемого ими шума". Среди нашей элиты поклонников отечественного автопрома, конечно, немного, но, например, Владимир Путин довольно часто садится за баранку "Волги" - правда, как правило, не в Москве. Реши он заехать в "Ключи", машину придется оставить за забором. С подробностями - корреспондент "Известий" Анатолий Гусев.
На официальном сайте управляющей компании комплекса это объявление и сейчас красуется в разделе "Новости": "С 4 августа 2007 г. вводятся ограничения на въезд и пребывание отдельных категорий российских автомобилей на территории ЖК "Золотые ключи-2". Такие же объявления жители обнаружили в подземном гараже, на информационных досках в подъездах, в фитнес-центре. Администрация уточняет, что для владельцев отечественного транспорта, паркуемого в подземной автостоянке, никаких препятствий не возникнет. Зато категорически исключаются "заезд и парковка на территории отечественных автомобилей, используемых в личных целях подрядчиками, курьерами, работниками и посетителями офисов, лицами, приглашенными жителями в гости". Согласно новым правилам заезжать на отечественных машинах теперь могут только оперативные и аварийные службы, машины правоохранительных органов, спасателей, "Скорой помощи" и пожарных. Также въезд разрешен автомобилям, доставляющим грузы, и такси, но с обязательным условием пребывания их на территории комплекса не более 20 минут. Нарушителям администрация грозит штрафами и внесением автомобилей в "черный" список.
Владельцам не слишком презентабельных машин приходится оставлять их за забором. Перечисленные ограничения вводятся в связи со значительной опасностью российских транспортных средств для окружающей среды, высоким уровнем издаваемого ими шума и участившимися случаями заторов на территории комплекса", — объясняют нововведение в администрации.
И хотя владельцев и поклонников отечественных машин в жилом комплексе не нашлось, новые правила вызвали у жильцов опасения.
— Что значит запрещается? — возмущается житель комплекса Тарас. — У меня автомобиль, конечно, не российский, но сам принцип мне не нравится. А что они дальше придумают? Может, потом решат только на Bently пускать, а BMW и Mercedes уже второсортными машинами окажутся?
Для вопросов недовольных и непонятливых жильцов администрация комплекса оставила в объявлениях контактный телефон. Тем более что на закрытой территории расположены еще и офисы, фитнес-центр и ресторан, куда при желании может попасть любой желающий. Корреспондент "Известий" представился клиентом ресторана, решившим отметить там свадьбу, и позвонил по указанному телефону.
— А что мне сказать гостям, которые вдруг, не дай бог, приедут ко мне на торжество на отечественных машинах?
— Я сомневаюсь, что гости приедут на свадьбу за рулем, — холодно ответили в администрации. — Думаю, что и ваш свадебный кортеж вряд ли будет состоять из "жигулей". Если же все-таки кто-то решит приехать на отечественных машинах, то сможет заехать на территорию комплекса по заявке ресторана на 20 минут. Если он планирует провести на свадьбе больше времени, машину придется оставить за забором.
Нарушать эти правила в администрации комплекса настоятельно не рекомендуют. Охрана у "Ключей" серьезная. Вся территория находится под круглосуточным видеонаблюдением, а по периметру ее постоянно охраняют несколько десятков вооруженных охранников. Кроме того, секьюрити сидят в каждом подъезде, а на территории везде установлены тревожные кнопки.
— Подобные ограничения, введенные администрацией жилого комплекса, незаконны, — считает адвокат Андрей Князев. — По действующему законодательству никакие общественные или коммерческие объединения и структуры не имеют права лишать человека права выбора, тем более что он является собственником части этого жилого комплекса и оплачивает все коммунальные услуги. Человек имеет полное право заезжать на территорию на той машине, на которой хочет, а если ему препятствуют силой, то он без проблем сможет отстоять свое право в суде.
Как живут в теремке
Жилой комплекс "Золотые ключи-2" был построен в 2002 году на юго-западе столицы, в непосредственной близости от Кутузовского и Ленинского проспектов. Состоит из трех современных зданий, объединенных стилобатной частью общей площадью около 140 000 кв.м. Средняя стоимость "квадрата" составляет сегодня $15—20 тыс. На территории комплекса есть подземный и надземный паркинги, фитнес-центр с открытым бассейном на крыше, ресторан, небольшой парк для прогулок, речка, вдоль которой расположены беседки для отдыха и жарки шашлыка и даже собственный мини-зоопарк.
Страница с официального сайта управляющей компании жилого комплекса 'Золотые ключи-2'
Социолог Ольга Вендина: "В теории мы все против социальной сегрегации, а на практике — наоборот"
Публикация "Известий" о резком расслоении в доходах жителей столицы ("Страшно богатые" от 09.08.07) вызвала живую дискуссию среди наших читателей. Почему все большему числу москвичей, всегда трепетно относившихся к своему городу и дороживших московской пропиской, сегодня хочется сбежать из преуспевающей столицы с ее кипучей жизнью, сверкающими витринами, автомобильными пробками и спрятанными за высокими заборами новостройками? К чему может привести появление на карте города богатых и бедных районов? Чем еще опасно соседство нищих и нуворишей? В продолжение темы сегодня мы публикуем статью, подготовленную специально для "Известий" старшим научным сотрудником Центра геополитических исследований Института географии РАН социологом Ольгой Вендиной.
Хирург сказал — за сотый километр
Главный футуролог страны Игорь Бестужев-Лада видит корень зла в отсутствии технологичности управления мегаполисом. Всего-то дел — выявить проблемы и последовательно их решать. Плохо пенсионерам в Москве, жить дорого и дышать нечем? Проявим заботу, отправим их в санаторные резервации с трехразовым питанием в Подмосковье. Свою "счастливую старость" пенсионеры оплатят сами, отдав все, что у них есть, государству.
Слишком много машин? Построим сквозные дороги, выведем промышленные предприятия в "хиреющие города" области. Для власти и бизнеса построим четыре новых города по типу Зеленограда, предусмотрев там бункеры на случай террористической угрозы. Сразу меньше пробок станет. Москву же сделаем городом-университетом и городом-музеем, сосредоточим здесь лучшие профессорские кадры, настроим гостиниц и превратим ее в аттракцион по типу Венеции.
Не хватит трудовых ресурсов? Привлечем мигрантов, по контракту, как на воинскую службу, отслужил три года — домой, и никаких семей, детей и интимных связей, что оговорено специальным пунктом.
Один из лидеров московского строительного бизнеса, Леонид Казинец, полагает, что Москва станет комфортной, зеленой и красивой, как только она откажется от патерналистской политики. Слишком много в Москве человеческого балласта, не желающего работать и не способного добиться успеха: хотите зарабатывать — зарабатывайте, а нет — отправляйтесь за сотый километр.
Но основная проблема расслоения как раз в том, что она влечет за собой дегуманизацию общества.
С другой стороны, как бы ни раздражали нормальных людей эти предлагаемые решения, в них содержится некое рациональное зерно, почти физиологическое ощущение болевых точек города и желание от них избавиться хирургическим способом. Отрубил — не болит.
Средний класс сам скоро сбежит из центра
Сегодня Москва уже плохо справляется с нынешним своим населением. Кроме того, дневное население города заметно "давит" на ночное. К примеру, постоянное население центра Москвы — 570 тысяч, к которым добавляется еще тысяч сто, живущих в гостиницах, общежитиях, у родственников. А дневное население превышает 3 млн. Это те, кто работает и развлекается в центре, ходит в гости и по магазинам, застревает здесь в автомобильных пробках и т.д. Весь сервис — кафе, магазины, парикмахерские — ориентирован на дневное население, огромную массу людей с деньгами. А у значительной части ночного населения (примерно половина) этих денег нет, им эта инфраструктура не доступна. Вроде бы это их район, а здесь все не для них, люди начинают чувствовать себя ущемленными. Возникают комплексы, стремление уехать из центра, где слишком высокие стрессы. Выдавливаться в первую очередь будет наиболее мобильная и активная часть населения — средний класс и молодежь, а наиболее пассивная и бедная останется на своих местах. Следствие — рост имущественных и социальных контрастов.
Мне кажется реалистичным такой прогноз: Москва со временем — это дело не одного года — начнет "выворачиваться наизнанку". То есть в столице будет живая, деловая, населенная периферия и довольно пустой центр. Вслед за людьми будет уходить сервис и малый бизнес. В хорошую школу нужно будет возить ребенка теперь не в центр, а на окраину. Загородный особняк как место жизни победит московскую квартиру. Банки и офисы крупных компаний тоже потянутся на окраины: там меньше пробок, ближе к местам жизни олигархов. Описанный сценарий вполне реалистичен, именно так развиваются американские города. А кто сказал, что нам ближе европейский путь?
Сегрегация по доходам и месту жительства: за и против
Каждый из нас, кого ни спроси, даже если на словах мы против социальной сегрегации, хочет иметь хороших соседей и чтобы его ребенок дружил с "нормальными" детьми и ходил в "нормальную" школу. В теории мы все против социальной сегрегации, а на практике — мы все ее сторонники, потому что это один из нормальных механизмов развития общества. Люди хотят жить в однородной социальной среде. Но с одним "но". Необходимо понимать, что, в каком бы благополучном маленьком мирке мы ни жили, как бы заботливо ни огораживали его от других высоким забором, социализация все равно происходит в городском пространстве, через общение — и с городской средой, и с людьми. Московская идентичность всегда формировалась в московских дворах и на московских улицах. Сегодня мы наблюдаем процесс "приватизации" городского пространства. Дело не в том, что возникает собственник, а в том, что исчезает городской репер, кусок городской жизни. Я могу представить себе чувство привязанности человека к конкретному уголку города, потому что он там вырос, но вряд ли что-то подобное можно испытывать к торговым центрам, даже если мы там каждый день совершаем покупки, или к прогулкам среди заборов и охранников.
Бедные собственники
У Москвы есть еще одна совершенно экзотическая проблема, связанная с рынком жилья: в городе имеется гигантский отряд бедных собственников — почти 70% населения. Люди обладают значительной собственностью в виде квартир, но нести реальную ответственность за свою собственность (содержать, платить налоги) могут менее трети.
Причем "бедные" собственники не только с трудом поддерживают свою собственность, но и не в состоянии защитить ее. Сегодня у нас защищается только собственность богатых, да и то не всегда. Меня, например, очень беспокоит проект Четвертого транспортного кольца. Его целесообразность для меня неочевидна. Мне кажется, его главная задача — разгрузить Третье транспортное кольцо, особенно в районе Краснопресненской набережной. Иначе не ясно, как в "Москва-Сити" будут заезжать 20 тысяч машин белых воротничков. Но и эту проблему новое кольцо не решит, однако пройдет оно по самым лучшим жилым районам московского запада и юго-запада, соответственно цена квартир бедных собственников — впрочем, как и не бедных — упадет. И никто их интересы не отстаивает. Скажем, интересы "ДОН-Строя" найдется кому лоббировать, а у человека, чья квартира сильно подешевеет, оттого что у него на уровне окна пройдет Четвертое транспортное кольцо, защитников нет. Хотя это та собственность, что держит людей на плаву, которой они могут воспользоваться, чтобы решить свои проблемы. Это своего рода капитал социальной стабильности в обществе.
Мы, москвичи, — большие конформисты
Когда обсуждаются социальные аспекты жизни города, население рассматривается чаще всего как жертва неправомерных действий власти. Этот стереотип существует и в СМИ, и в общественном мнении. Не буду спорить, но хотелось бы обратить внимание, что москвичи в значительной степени несут ответственность за те проблемы, которые мы сегодня имеем в Москве. У нас с вами почти отсутствует чувство гражданственности, понимание общих интересов, да и свои собственные интересы люди часто не осознают и не формулируют. Главным стал принцип "сделай для меня, но без меня".
Когда исчезла гражданственность? Я считаю, что ее и не было. В советское время, да простят меня москвичи, нас объединяла "прописка", своего рода сословная привилегия, дававшая доступ к социальным благам, недоступным в других частях страны. Когда рухнула советская власть, рухнуло и ощущение особости Москвы. Но оно быстро восстановилось. Однако если раньше главным был культурный капитал, то новым критерием избранности стали деньги: "В этом городе, если ты не получаешь несколько тысяч долларов в месяц, тебе нечего делать". Но в отличие от культуры деньги не объединяют, а разъединяют людей.
Другая сторона пороков общественного сознания — чрезмерное преувеличение роли денег и частной собственности, представление о том, что с их помощью можно решить все проблемы. Скажем, если у земли нет конкретного землевладельца, то здесь непременно будет пустырь, заброшенное поле. Но это не так. Я, например, очень рада, что на приватизацию московских дворов наложили вето: не уверена, что ТСЖ, которые окажутся владельцами этих территорий, распорядятся ими в общих интересах. Сознание в нашем обществе чрезвычайно меркантильное, к пониманию общих дел граждане приходят чаще всего одним путем: если бьет рублем лично меня, тогда я понимаю и участвую, а когда не бьет, я стараюсь, чтобы этот рубль за меня заплатил сосед. Всегда найдется кто-то, кто заплатит этот рубль и узурпирует общественное право. Но никакие общие интересы не могут сформироваться, когда торжествует "индивидуальная стратегия" — положи кому-то в карман деньги и решишь любую нерешаемую проблему. Потеря моральных ориентиров в российской столице — в сравнении со всей страной — достигла своих крайних масштабов. Сама политическая культура москвичей — это культура конформизма, а самые сильные угрозы для столицы — социальные.
Интернет-опрос
На территорию элитного жилого комплекса запретили въезд отечественным авто. Правильно ли это?
11% Да, богатые платят за то, чтобы жить на высоком уровне
7% Правильно, это сподвигнет автопром на выпуск экологически чистых машин
37% Нет, это незаконно и унизительно
45% Дождутся, мы туда на танке въедем
В опросе участвовало: 2703
Анатолий Гусев Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU