Оказавшись в последние годы на пике своего развития, Москва столкнулась с весьма необычным явлением. Выяснилось, что нынешние темпы развития города существенно превосходят те, что были предсказаны экспертами в середине 90-х, при составлении ныне действующего Генплана.
Так, например, планы по строительству, рассчитанные на период до 2020 года, могут быть выполнены уже в 2010-м. Другим важнейшим моментом, не нашедшим отражения в действующем Генплане, стало появление целого ряда новых идей и направлений, успешно реализуемых сегодня российской столицей. Не обошлось, конечно же, и без определенных перекосов.
Так, например, по объемам жилищного строительства город существенно опередил заданные показатели; однако в других сферах, таких как развитие инфраструктуры, Москва продолжает следовать нормам, установленным действующим Генпланом. Это несоответствие привело к тому, что разросшийся город получил отставание по таким важнейшим показателям, как дорожное строительство, тепловые и энергосети, детские учреждения и т. п. Все это потребовало от столичных властей скорейшей модернизации уже существующих планов, или, попросту говоря, «актуализации» прежнего Генерального плана, утвержденного в 1995 году.
Актуализированный Генплан стал результатом труда экспертов и представителей властей. Новый документ включил в себя ценнейший опыт, полученный в результате анализа достоинств и недостатков прежнего Генплана, выявленных в ходе его реализации. «В условиях увеличения инвестиционно-строительной деятельности власти Москвы должны в большей степени обратить внимание на защищенность социальных гарантий населения города: прежде всего реконструкцию и развитие жилого фонда, вопросы транспорта, соцкультбыта шаговой доступности, окружающей среды. Это и есть тот главный акцент, на котором будет основываться актуализированный Генеральный план развития Москвы до 2025 года», – считает глава столичного Строительного комплекса Владимир Ресин.
В основу актуализированного Генплана положен принцип социализации процесса жилищного строительства в Москве. Известно, что со следующего года, более половины возводимого в столице жилья будет распределяться в соответствии с различными социальными программами. Не меньшее значение имеет и отказ московских властей от «точечной застройки», на протяжении многих лет вызывавшей недовольство и раздражение москвичей. Все эти моменты довольно четко укладываются в рамки главного принципа политики столичных властей, установленного мэром Москвы Юрием Лужковым: «Не москвичи для власти, а власть для москвичей». В части жилищно-строительной политики актуализированный Генплан, подобно своему предшественнику, ориентирован на комплексную реконструкцию сложившихся районов. В первую очередь это касается ликвидации отслужившего свой срок старого жилищного фонда и замене его новым жильем самых современных типов. За счет сноса пятиэтажных домов первого периода индустриальной застройки и строительства на их месте нового жилья планируется получить порядка 12 млн кв. метров жилья. Увеличение объемов реконструкции добавит в московскую жилищную «копилку» еще 8,6 млн кв. метров. Порядка 95 млн кв. метров будет создано за счет нового строительства, из которых 18 млн будут возведены на месте выводимых за территорию города предприятий. Политика застройки и развития высвобождаемых производственных территорий является одним из приоритетов актуализированного Генерального плана.
Говоря о новых планах в области жилищного строительства, нельзя не упомянуть о связанной с этим тенденции к улучшению базовых условий жизни москвичей. «В перспективе мы планируем повышение жилплощади из расчета 24 кв. метра на человека. Сегодня эта цифра составляет в среднем 19 кв. метров», – поясняет заместитель директора ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы» Олег Баевский. Что касается объектов инфраструктуры, и в первую очередь транспорта, то здесь помимо модернизации существующей транспортной системы и строительства новых магистралей новый Генплан подразумевает также и развитие скоростного внеуличного общественного транспорта. Одной из наиболее перспективных в этом направлении идей является такой еще мало знакомый москвичам вид транспорта, как скоростной трамвай. Его маршруты будут проложены в стороне от основных городских улиц и напряженных магистралей. Это обстоятельство делает данный вид транспорта практически не подверженным таким традиционным городским бедам, как уличные пробки.
Помимо развития видов транспорта и строительства новых магистралей, Генпланом предусмотрено также и создание современных транспортно-пересадочных узлов. Такие узлы позволяют оптимизировать трафик и дают пассажирам возможность в кратчайшее время осуществлять пересадку с одного вида транспорта на другой, зачастую, даже не выходя из под крыши станции. Активное развитие общественного транспорта и предоставление ему всяческих приоритетов является одной из важнейших особенностей актуализированного Генплана. Мировой опыт показывает, что подавляющее большинство мегаполисов мира были вынуждены отказаться от попыток обогнать автомобилизацию путем развития улично-дорожной сети. В конечном счете им пришлось отдать предпочтение общественному транспорту. Весь этот опыт в полной мере можно отнести и к Москве. Только так, по мнению многочисленных экспертов, российская столица сможет успешно противостоять угрозе транспортного хаоса, вызванного непрекращающимся ростом числа автомобилей.
Актуализация Генплана Москвы стала более чем своевременным явлением. Ситуация начала 2000-х довольно сильно отличается от периода середины 90-х, условия и обстоятельства которого легли в основу прежнего документа. А это значит, что своевременный пересмотр Генплана дает Москве новые современные ориентиры развития, позволяющие ей довольно скоро достичь уровня развития крупнейших мегаполисов Европы и США, а, быть может, и превзойти какие-либо из них.
Софья Бушуева Вечерняя Москва
Статья о недвижимости получена: IRN.RU