Хотя "наказание рублем" выльется в сравнительно небольшие для девелоперов суммы, в целом город сможет пополнить бюджет на "десятки миллионов долларов".
О новых штрафных санкциях говорится в постановлении столичного правительства "О дополнительных мерах по сокращению сроков строительства в городе Москве" от 11 сентября (есть в распоряжении Ъ). В документе департаменту земельных ресурсов предписано включать в новые договоры аренды земли "условие об увеличении арендной платы в два раза за каждые шесть месяцев с даты истечения срока проектирования объекта или сдачи его в эксплуатацию до даты фактического завершения проектирования или сдачи объекта". Тем самым городские власти хотят усилить контроль за соблюдением сроков строительства, говорится в документе.
"Впервые город собирается взыскивать с девелоперов, нарушающих сроки, денежные штрафы",-- констатирует директор по инвестициям Panorama Estate Артем Цогоев.
Ранее за просрочку было предусмотрено только одно денежное наказание (но в этом случае девелопер должен был платить покупателю недвижимости, а не городу) -- согласно 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве", за нарушение сроков сдачи жилья в эксплуатацию на застройщика начисляется пеня в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены договора за каждый день просрочки. Сейчас по 214-ФЗ, по оценке господина Цогоева, работает не более 25% девелоперов.
Девелоперы в подавляющем большинстве случаев не выдерживают сроки, признают участники рынка. "Причем зачастую делают это не по своей вине",-- добавляет Артем Цогоев. Например, к нескольким практически построенным домам в Балашихе инженерные коммуникации планируется подвести только через два года. По его подсчетам, если новое постановление станет широко применяться, в бюджет Москвы будут дополнительно поступать "десятки миллионов долларов".
Для девелоперов "арендная плата за землю не самая большая статья расходов", успокаивает коллег первый замгендиректора "М.О.Р.Е.-Плаза" Михаил Михайлов. Годовая аренда участка 2 га, расположенного недалеко от третьего транспортного кольца, стоит около $200 тыс. При этом на нем возможно построить около 50 тыс. кв. м площадей стоимостью $50-80 млн.
Сроки не соблюдают даже крупные и биржевые компании. Например, группа ПИК до сих пор не начала строительство нескольких домов на улицах Красного Маяка, Липецкой и Академика Виноградова, которые должны были быть сданы в эксплуатацию еще в 2006 году (см. Ъ от 21 мая). В строительном комплексе тогда сообщали, что по этим проектам до сих пор еще не решены вопросы оформления земли.
Подобные примеры есть и в сегменте коммерческой недвижимости. Так, сроки сдачи практически всех офисных комплексов в "Москва-Сити", заявленные весной 2007 года, отличаются от тех, которые оглашались в начале 2005 года, говорится в исследовании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko (C&W/S&R). Срок сдачи торгово-развлекательного комплекса на территории "центрального ядра" "Сити" (девелопер -- AFI Development) намечен теперь на 2008 год, но в C&W/S&R не исключают, что строительство будет продлено. Наиболее велика разница в заявленных сроках сдачи башни "Россия" (девелопер -- "СТ Девелопмент" Шалвы Чигиринского). В 2005 году, напоминают в C&W/S&R, говорилось об окончании строительства этой башни в 2009 году. Но торжественная церемония закладки ее первого камня состоялась только позавчера, а сдать комплекс в эксплуатацию теперь планируется в 2012 году.
Ольга Кондрашова Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU